Статья опубликована в № 4171 от 29.09.2016 под заголовком: На нежной волне

Пушкинский музей открыл выставку «Альбер Марке. Распахнутое окно»

Там можно, не скучая, смотреть на похожие пейзажи
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выставка «Альбер Марке. Распахнутое окно» собрана из российских и французских музеев и частных коллекций и отчасти наследует выставке «Альбер Марке. Художник остановленного времени», прошедшей этим летом в Музее современного искусства города Парижа. Оба названия очень подходят для живописца, чье наследие состоит в подавляющем большинстве из пейзажей, в основном парижских и по большей части изображающих вид на Сену. Реку он видел из окна своей мастерской на шестом этаже дома на набережной Сен-Мишель, где жил с 1908 по 1931 г., не уставая быстро и легко писать картину, всегда открытую его взору.

Замечательно, что его парижские пейзажи – с рекой, текущей к верхнему углу (чаще правому) или за горизонт картины, мостом, набережной, корабликами и смутным силуэтом Нотр-Дама – при всей схожести не утомляют, а притягивают глаз. Столько в них тишины (живописных контрастов Марке избегал), нежности (изображения по-детски условны) и свежести, даже если они серые. Специфический парижский серый – сложный, густой, совсем не депрессивный цвет, Марке владел им в совершенстве и даже пейзаж «Солнце над Парижем» написал в богатой на оттенки сизой гамме.

Любовь к виду из собственного окна, подчеркивают организаторы выставки, не исключала пристрастия к путешествиям. Особенно Марке привязался к родине своей жены – Алжиру. Закатно-розовое небо и перламутрово-аквамариновое море картины «Почтовый корабль в доке. Алжир» говорят, что южное солнце не изменило палитру художника, почти всегда не жаркую. Даже неаполитанский Везувий у него холодный, голубой. Два исключения (на выставке, а не в творчестве, более разнообразном, чем представляется) – сюжеты с женской фигурой, причем не только по цвету, но и по изображению. Людей Марке часто отмечал мазками в пейзаже.

Коммунист Марке

В конце жизни Марке вступил в компартию Франции. В 1934 г. он приезжал в СССР, посетил Государственный музей нового западного искусства, где были его картины. Однако в его творчестве это путешествие никак не отражено.

Московская выставка отличается от парижской включением работ других художников – французских и русских. Причем картины современников и друзей-фовистов Марке повешены среди его пейзажей и, если зритель заметит на стене нечто слишком яркое и не лирическое, то это будут картины Рауля Дюфи или Мориса Вламинка, а не того, чье имя стоит в названии выставки. Смысл такого внедрения не очень понятен. Возможно, организаторам просто не хватило картин Марке, чтобы занять все залы второго этажа Галереи искусства стран Европы и Америки.

Кажется, что и зал с работами русских художников тоже задуман для физического увеличения экспозиции, хотя в его появлении легче найти логику. Тема «Марке в России» имеет право на существование, хотя решена она без интеллектуальной тонкости, в лоб. Работы членов ленинградского «Круга художников» и московской группы «Тринадцать» подобраны так, что их сходство с пейзажами Марке кажется, как в случае с «Балчугом» Антонины Софроновой, чуть ли не заимствованием. Хотя она, Татьяна Маврина, Борис Рыбченков и Александр Ведерников – самостоятельные и вполне русские художники, наследники не только Марке, но и вообще французского модернизма, парижской школы.

Отдельно упомянуты на выставке Сергей Щукин и Иван Морозов, благодаря которым Пушкинский музей и Эрмитаж имеют пейзажи Альбера Марке. Как пишет их биограф искусствовед Наталья Семенова: «Именно на Марке, как ни странно, сошлись вкусы двух московских коллекционеров: в промежутке между 1908 и 1911 гг. Сергей Щукин купил девять, а Иван Морозов между 1907 и 1913 гг. приобрел шесть картин Марке». Какие именно – на выставке не сказано. Принадлежность картин современным коллекционерам на этикетках отмечена, а то, что «Зимним видом Парижа с мостом Сен-Мишель» когда-то владел Щукин, а «Парижем зимой. Набережная Бурбон» – Морозов, никак не обозначено.

До 8 января

Читать ещё
Preloader more