Статья опубликована в № 4235 от 29.12.2016 под заголовком: Автопортрет на фоне Рафаэля

Итоги художественного года: Музейный бум создала публика с телефонами

А вот надежд на светлое будущее отечественного современного искусства стало меньше
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Уходящий год запомнится как время рождения нового музейного бума. Он начался выносом входной двери в новом здании Третьяковской галереи страждущими попасть на выставку Серова и закончился обвалом сайта того же музея в день, когда там началась очередная продажа билетов на выставку шедевров из Музеев Ватикана. Ну а рекорд посещаемости за последние 20 лет побила выставка Ивана Айвазовского – ее посетили 598 832 человека. Сколько среди них или из 210 000 зрителей выставки Рафаэля в Пушкинском музее истинных ценителей живописи, сколько пришедших забыться от навалившихся бытовых проблем, не известно, да и не важно.

Другое дело, что нынешний музейный бум явно спровоцирован повсеместным распространением мобильных телефонов с камерами и социальных сетей. Выложить селфи из музея на рассмотрение интернет-публики – если не единственный повод отстоять очередь, то обязательное условие посещение музея. Гнев публики по поводу запрета фотосъемки пронизывает все обсуждения выставок.

Так не только у нас, у «Джоконды» в Лувре никогда не было недостатка в поклонниках, но сейчас снимающиеся на ее фоне семейства – непреодолимая преграда. Кстати, российские музеи свой главный рекорд поставят за границей. «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» в Fondation Louis Vuitton в Париже уже посетили без малого полмиллиона зрителей, а устроители ожидают миллион.

Без тенденций

Обзор художественной жизни этого года строится на анализе событий вокруг искусства, и это не прихоть обозревателя. Тенденции в самом искусстве то ли еще не прояснились, то ли не видны за массой обстоятельств существования искусства в социуме.

Выставка российского современного искусства 1950–2000 гг. «Коллекция!» в парижском Центре Жоржа Помпиду рекорда посещаемости не поставит, но это безусловно важнейшее культурное событие: 250 работ 60 художников – дар авторов, коллекционеров и Благотворительного фонда Владимира Потанина крупнейшему мировому музею. Никак не отреагировавшее на это событие Министерство культуры РФ так продемонстрировало свое отношение к вверенному ему отечественному искусству. Тому, что министерство современное искусство не жалует и мало в нем понимает, было в этом году немало примеров. Самое вопиющее – смена компетентного руководителя Государственного центра современного искусства на плохо осведомленного после слияния ГЦСИ с «Росизо».

Так же непрофессионально опасливо проявило оно себя и в учиненном публикой скандале по поводу выставки «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» в Эрмитаже – безусловно, самом значительном музейном событии года. Министерство от выставки открестилось, своего мнения о выступлении крупнейшего европейского художника не высказало. Конечно, авторитет нынешнего директора Эрмитажа несоизмеримо выше, чем у любого министерского чиновника, и Михаил Пиотровский в состоянии себя защитить, но все же можно было бы вести себя министерским людям как-то приличнее и не поощрять молчанием агрессивные действия всем возмущающихся и вечно оскорбленных активистов.

При таком отношении государства в лице министерства к современному искусству надеяться можно только на компетентность и инициативы директоров музеев и частные институции. Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Московский музей современного искусства и «Мультимедиа арт музей» показали несколько очень хороших проектов, в том числе и с зарубежными художниками и партнерами. Хотя на финансирование актуальных проектов спонсоров найти гораздо труднее, чем на традиционные выставки. Что же до больших событий, например Московской биеннале современного искусства или до нашего участия в биеннале Венецианской, то здесь надежд на успех мало. Только разве что выручит своими инициативами «Гараж», который в этом году работал хорошо, но ничем не потряс зрительского воображения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать