Статья опубликована в № 4249 от 26.01.2017 под заголовком: Искушение милосердием

В прокат выходит религиозная драма Мартина Скорсезе «Молчание»

Возможно, это один из самых значительных фильмов американского классика
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На титрах постепенно нарастает птичий гул, чтобы внезапно оборваться надписью «Молчание». Так называется изданный в 1966 г. роман Сюсаку Эндо о португальском миссионере в Японии времен гонений на христианство. Мартин Скорсезе шел к его экранизации четверть века: первый черновик сценария был написан (совместно с Джеем Коксом) еще в 1990-х, но деньги на проект получить не удалось, и Скорсезе взялся за «Авиатора».

Выбор сюжета кажется причудливым и сегодня. Но лишь до тех пор, пока не начинаешь понимать, что Япония XVII в., в которой мучительно пытается разговаривать с Богом последний католический священник, задает необходимую дистанцию. Сперва вы смотрите словно бы в перевернутый бинокль, история кажется далекой и не имеющей к вам никакого отношения. Потом берете бинокль правильно и внезапно видите все крупно и резко. «Молчание» выстроено так даже визуально – от окутанных туманом первых сцен до крупных планов во второй части (и то и другое оператор Родриго Прието снимает красиво до умопомрачения).

Второй подход

Фильм Мартина Скорсезе – уже вторая экранизация романа Сюсаку Эндо «Молчание». Первая была сделана в Японии в 1971 г., через пять лет после выхода книги. Сюжет романа основан на реальных фактах, автор лишь изменил имя и национальность героя, сделав его из итальянца португальцем. Исторического персонажа звали Джузеппе Гара, у Эндо он превратился в Себастьяна Родриго (а в английской транскрипции стал Родригесом, хотя по-португальски был бы Родригеш). Мировая премьера «Молчания» Скорсезе прошла в Ватикане.

Туман стоит над горячими источниками, где стражники пытают христиан; он стелется над морем, когда молодые португальские священники-иезуиты Родригеш (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) втайне причаливают к японскому берегу. Их добровольная миссия – найти своего учителя, отца Феррейру (Лиам Нисон), который, по слухам, отрекся от веры. Приютившие португальцев японские крестьяне-католики живут в ужасающей нищете и постоянном страхе разоблачения. Но готовы претерпеть любые муки ради новой веры, в которой, кажется, понимают лишь то, что жизнь после смерти для них будет лучше. До отцов Родригеша и Гарупе доходят слухи о жестоком «инквизиторе» Инуэ (Иссей Огата), почти искоренившем христианство в стране. Но когда главный герой – Родригеш – знакомится с ним ближе, жестокость оказывается вовсе не такой, как он себе представлял. Инуэ обходится с пленным португальцем учтиво и пытается убедить в том, что христианская вера не может прижиться на японской почве; он не только вежлив, но и логичен.

Сама процедура отречения, как подчеркивают «инквизиторы», – формальность: нужно наступить на изображение лика Божьего. Не обязательно топтать, достаточно просто легко коснуться. Инуэ уверен, что Родригеш рано или поздно сделает это. Ведь он готов к мученической смерти, но не к тому, что обрекает на муки других. Вместо него казнят простых крестьян. В конце концов – даже тех, кто уже отрекся. Смотри, как из них, подвешенных над ямой вниз головой, по капле вытекает кровь, чтобы смерть была долгой. Ты можешь прекратить это одним легким движением. Не к милосердию ли взывает твоя вера.

В итоге «Молчание» приходит к неразрешимому конфликту между нравственным и религиозным. Потому что для истинно верующего отречение не может быть формальностью так же, как не может быть формальностью смерть, своя или чужая. Возврата нет, и только местный Иуда (Йосуки Кубозука), предающий героя за сребреники, думает, что все можно искупить покаянием. Он отрекается и кается много раз, так что в какой-то момент становится не только жалок и страшен, но и комичен. А герой Эндрю Гарфилда может сделать выбор лишь однажды. Он вопрошает Бога, как поступить правильно, но Бог молчит.

Возможно, восприятие этого фильма сильно зависит от того, верите вы сами или нет. А может, не зависит – если смотреть «Молчание» не как христианскую, а как универсальную историю про верность себе, которую можно хранить даже тайно. Но нельзя не учитывать, что этот фильм снял человек, когда-то всерьез думавший стать священником. И он тоже не знает, как правильно. Не дает ответов. Но способен передать зрителю никогда не отпускающее, огромное и страшное сомнение, показав, как оно может быть спутником истинной веры.

В прокате с 26 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more