Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 4270 от 28.02.2017 под заголовком: Передай товарищу

«Оскар»-2017 войдет в историю конфузом

А не фильмами-победителями, перепутанными в финале церемонии

Неловко-то как получилось. Продюсеры мюзикла «Ла-ла ленд» уже успели поблагодарить родителей и жен, когда выяснилось, что «Оскары» за лучший фильм года им вручили по ошибке. Позже Уоррен Битти, вместе с Фэй Данауэй объявлявший победителя в главной номинации, сконфуженно объяснял, что в конверте была карточка с надписью «Эмма Стоун, «Ла-ла ленд». Неслыханное дело – на «Оскаре» перепутали конверты.

До этого Эмма Стоун получила статуэтку за лучшую главную женскую роль – одну из шести, доставшихся «Ла-ла ленду», который выиграл также в номинациях «Лучшая режиссура» (Дэмьен Шазелл), «Лучшая работа оператора» (Линус Сандгрен), «Лучшая работа художников-постановщиков» (Дэвид Васко, Сэнди Рейнольдс-Васко), «Лучшая музыка» и «Лучшая песня» (там и там – Джастин Харвиц). Главный «Оскар» стал бы седьмым. Но тут случилось то, что случилось: извините, ошибка, верните статуэтки, лучший фильм – «Лунный свет».

Надо напомнить, что на «Оскаре» тайно голосует 6028 киноакадемиков, на мнение которых может повлиять что угодно, от личных пристрастий и решений профильных гильдий (продюсерской, режиссерской, сценарной, актерской) до соображений политического свойства – о них обычно и любят поговорить комментаторы. В этом году таких соображений было два. Во-первых, академики сделали выводы из прошлогоднего скандала, когда «Оскар» упрекали в том, что он «слишком белый». Во-вторых, в Голливуде большинство против Трампа с его ксенофобией. Поэтому афроамериканцы на этот раз присутствовали во всех главных номинациях, но любители прогнозов ставили в основном на актерские (Дензел Вашингтон и Виола Дэвис в «Оградах», Махершала Али в «Лунном свете»). В итоге статуэтки получили Дэвис и Али за роли второго плана, а в главных ролях лучшими признали все-таки Эмму Стоун («Ла-ла ленд») и Кейси Аффлека («Манчестер у моря») – несмотря на то что актерская гильдия предпочла Вашингтона.

Близость к народу

После объявления первых наград в зал пустили группу счастливых туристов, которых привезли на оскаровскую церемонию после автобусной экскурсии по Лос-Анджелесу. Этот аттракцион – из репертуара ведущего Джимми Киммела, который делает так же в своем телешоу. И, разумеется, Киммел не упускал случая поддеть Трампа, то посылая ему твиты, то предлагая поприветствовать «переоцененную актрису» Мерил Стрип.

Зато лучшим фильмом стал «Лунный свет» Барри Дженкинса – тихая, красиво снятая история взросления застенчивого афроамериканца из опасного пригорода Майами, которая, вопреки ожиданиям, не спешит эксплуатировать мотивы расовой или сексуальной нетерпимости: белых тут попросту нет, а любовная линия выстроена так деликатно, что, когда в финальной части герой, ставший брутальным драгдилером, признается бывшему однокласснику: «Меня никто, кроме тебя, не трогал», «Оскар» в студию вносить совсем не стыдно (хотя и не обязательно).

Шансы «Ла-ла ленда» были все-таки переоценены. Он не был номинирован за сценарий, а без этого «Оскара» за лучший фильм не дают. Наконец, сюжет с победой «Ла-ла ленда» был бы отчасти повтором недавнего триумфа такого же ностальгического и стилизованного «Артиста», а повторов академики, кажется, не любят.

Другое дело – рекорды. Вот, например, Дэмьен Шазелл признан самым молодым обладателем «Оскара» за режиссуру – ему всего 32. А фильм «О. Джей: Сделано в Америке», выигравший в документальной номинации, – самый длинный из оскаровских победителей, он идет больше семи часов.

Где наиболее явно сказались антитрамповские настроения, так это в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»: «Оскар» (уже второй) получил иранский режиссер Асгар Фархади, не приехавший на церемонию как раз из-за трамповских инициатив. Его «Коммивояжер» отобрал победу у превосходного «Тони Эрдманна» Марен Аде, главного фильма года по версии Европейской киноакадемии.

Литературные призы разделили «Лунный свет» (лучший адаптированный сценарий) и «Манчестер у моря» Кеннета Лонергана (лучший оригинальный: приятно заметить, что именно эти два «Оскара» – за сценарий и Кейси Аффлеку за главную роль – «Ведомости» фильму и предсказывали).

В технических номинациях статуэтки получили «По соображениям совести» Мела Гибсона («Лучший монтаж» и «Лучшее сведение звука»), «Прибытие» Дени Вильнева («Лучший монтаж звука») и «Книга джунглей» («Лучшие визуальные эффекты» – при том что в этой номинации были новые «Звездные войны»). За дизайн костюмов наградили фильм «Фантастические твари и где они обитают», за грим и прически – комикс «Отряд самоубийц». Лучшим полнометражным мультфильмом ожидаемо стал «Зверополис».

А лучшей шуткой, видимо, следует признать твит режиссера М. Найта Шьямалана, знаменитого финальными переворотами сюжета, что концовку этой оскаровской церемонии написал он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать