Стиль жизни
Бесплатный
Петр Поспелов
Статья опубликована в № 4311 от 27.04.2017 под заголовком: Неуемная Медея

В Филармонии сыграли российскую премьеру оперы «Тезей» Генделя

Злодейства волшебницы Медеи продолжились даже после убийства ее детей

Одна из оперных партитур, которыми Георг Фридрих Гендель завоевывал Лондон, отличается тем, что написана не в трех актах, а в пяти, поскольку либреттист Никола Франческо Хайм попросту перевел французское либретто Филиппа Кино к опере Люлли, а во Франции была принята именно пятиактная структура. Однако Лондон новшество не возбранил: спектакль прошел в 1713 г. с успехом и начал приносить такую кассу, что после первых же двух представлений антрепренер смылся со всеми деньгами. Певцы и музыканты наверстали упущенное на следующих представлениях, а главное впечатление на лондонскую публику тогда произвела итальянка Элизабетта Пилотти-Скьявонетти, изображавшая волшебницу Медею. То же самое повторилось и сегодня на московской премьере, где Медею пела шведка Анн Халленберг. Роль, надо признать, благодарная – Медея предстает перед нами уже много лет после того, как она отомстила неверному мужу, зарезав двух их общих детей, но и сейчас она полна любовных планов, для осуществления которых все средства хороши. Несколько яростных, инфернальных арий удались певице неотразимо эффектно: фуриозные взлеты голоса венчались устрашающе грозными нотами, а злодейская прыть, не свойственная годам героини, звучала в разгоне колоратур.

Однако рядом с коварной бабой-ягою не потерялся очаровательный заглавный герой: вместо кастрата генделевских времен его спела любимица москвичей меццо-сопрано голландка Оливия Фермойлен, в чьем исполнении прославленный афинский воин оказался чист, благороден и даже наивен.

Открытием концертного исполнения стали артисты из Донецка и Кривого Рога, уже обладающие европейским опытом и на равных правах вписавшиеся в интернациональный проект. Сопрано Катерина Каспер, не очень удачно начав, впоследствии создала воздушно-нежный образ возлюбленной Тезея Агилеи и парой медленных арий ввела зал в типовой барочный транс. Напротив, бравый контратенор Константин Дерри обнаружил оптимистичную часть украинской природы. Его парой стала очаровательная сопрано из Германии Катарина Рукгабер. Другой контратенор – Оуэн Уиллеттс из Британии темпераментно спел царя Эгея. Компанию уверенно дополнил российский баритон Игорь Подоплелов в моржовой партии жреца Минервы.

Особую радость доставили обычно редкие в операх барокко дуэты и ансамбли. Государственный камерный оркестр России играл на современных инструментах, но добавление клавесина и теорбы, умелые соло виолончелиста, а главным образом, стилистическая оснащенность и компетентность дирижера Федерико Марии Сарделли полностью убедили нас в превосходных качествах очередного открытого нам шедевра Генделя; недаром конкуренты называли его «чертов саксонец».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать