Стиль жизни
Бесплатный
Елена Смородинова
Статья опубликована в № 4328 от 25.05.2017 под заголовком: На смерть русского языка

В Воронеже сыграли «Речь» по случаю смерти русского языка

В новом спектакле «Арт-лаборатории» драматург Вячеслав Дурненков, артисты и зрители вместе нашли новый способ работы с техникой вербатима

Малая сцена Воронежского театра драмы им. Кольцова превращена в площадь, зрителей приглашают прямо на нее. Между зрителями снуют актеры в одинаковых пастельных брючках и рубашках из масс-маркета, проговаривая сначала примерно следующее: «Ты достаточно пьяная, чтобы потом это забыть?», а потом – повторяющиеся осколки фраз.

Трехчастную пьесу «Речь» драматург Вячеслав Дурненков сконструировал вместе со студентами курса Руслана Маликова Воронежского института искусств.

Катализатором для создания «Речи» стал проект фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании «Сибур» «Арт-лаборатории», предлагающий одному из нестоличных городов порцию актуального театра, а героям этого самого актуального театра – возможность лабораторной пробы. Так, Дурненков-старший давно хотел поразмышлять о современном русском языке.

В итоге студенты Маликова сначала собирали под его руководством традиционные вербатимы (техника создания драматического текста методом записи реальных разговоров), затем предложили своим респондентам поразмышлять о собственной речи, а после под руководством хореографа Ирины Галушкиной искали физический эквивалент услышанному.

Трехчастной партитуре пьесы Дурненкова соответствовала трехчастная композиция. Стандартный вербатим первой части актеры превращали в балет, причем казалось, если вовремя не уступить место наступающим на тебя актерам, то тебя просто-напросто затопчут. Вербатимы о русском языке озвучивали уже с кубов-постаментов. В партитуре третьей части остались отдельные слова – к этому моменту зрители уже находились в зале, рассаженные актерами. В финале актеры переходили уже только на жестовую партитуру.

Помещенный в визуальную рамку площадного театра, этот вербатим-балет оказался не только размышлением о кладбище для языка, о рынке, на котором мы все вынуждены продавать и покупать свои слова, следя за количеством лайков, но и полноценным исследованием по современному русскому языку и тому, что от него остается, если последовательно снимать с него наслоения. А кроме того – еще одним способом того, как сегодня можно поставить текст-вербатим и не оказаться в иллюстрации или цитате.

Воронеж

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать