Статья опубликована в № 4398 от 01.09.2017 под заголовком: Партия роста

Венецианский фестиваль открылся фильмом про новых лилипутов

В фантастической комедии Александра Пейна «Короче» герой Мэтта Деймона осознает, что его размер не имеет значения
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Безразмерный фильм Александра Пейна «Короче» на протяжении 135 минут меняет масштаб сюжета и героя во всех направлениях, как подзорная труба.

Норвежские ученые изобрели способ спасти жизнь на планете, уменьшив людей до 5 дюймов на клеточном уровне. Это должно привести к сокращению потребления природных ресурсов и чудесному росту благосостояния.

Первая часть фильма построена как пародийная презентация нового образа жизни, которым совершенно по-мефистофельски искушают доверчивых персонажей. В эффектных промороликах годовые отходы колонии миниатюрных людей помещаются в небольшой мусорный мешок, а бриллиантовое колье для дюймовочки стоит «всего $83». Затем маркетинг уступает место не менее смешному медицинскому саспенсу переброски в микромир как в тематический парк. И только после этого Пейн подает основное блюдо – балладу о маленьком человеке.

Опасности, грозящие уменьшенным людям, упомянуты вскользь, как в Википедии. Источником гэгов становится не большой внешний мир, а пороки и добродетели, которые соразмерны человеку вне зависимости от его дюймов и килограммов.

Маленький человек Пол Сафранек (Мэтт Деймон), поддавшись искушению, трансформируется в коротышку. И обнаруживает еще более малых мира сего, живущих на обочине микрорая в гаражах-муравейниках. Среди них есть даже одноногая вьетнамская диссидентка, правда традиционной ориентации.

Удачно пишет

Фильм «О Шмидте» (2002) принес Александру Пейну «Золотой глобус» за сценарий. «На обочине» (2004) снискал и «Золотой глобус» за лучшую комедию года, и «Оскара» в номинации «Лучший адаптированный сценарий». Вторую статуэтку в этой категории выиграли «Потомки» (2011).

Фабульный трюк позволяет Пейну охватить разные аспекты людского роста – от социального до психологического – и сделать его относительной величиной, как в философских колкостях Свифта. Разница в том, что гуманист Пейн не способен на колкости. Разве что касается темы сосуществования нормы и отклонений от нее в реплике посетителя бара, требующего пиво нормального размера для нормальных парней.

Режиссер не злоупотребляет микромиром в сатирических целях, чтобы показать низость человека. Скорее раскрывает величие души, которая аршином не измеряется и усадке не подвержена. Для Пейна это достаточная причина, чтобы люди продолжали существовать как вид. И все, что следует знать Полу Сафранеку, – это то, что он хороший человек, а размер не имеет значения.

Пейн почти обходится без оптических трюков и лишь трижды шутит, обыгрывая разницу масштабов в духе иллюстраций Густава Доре к «Гулливеру в стране великанов». Еще более удачно режиссер избегает типичного сравнения людей с насекомыми. В этом ему помогает Мэтт Деймон, играющий простого во всех смыслах персонажа. Обыкновенный человек в исключительных обстоятельствах, он всем своим видом превращает фантастическое в сермяжный реализм.

Одно из главных наслаждений фильма – дуэт Кристофа Вальца и Удо Кира в ролях прожженных гедонистов, которые относятся к микромиру как к Дикому Западу – по уровню открывающихся возможностей. На планете, душной не столько от перенаселения, сколько от спертой атмосферы выживания и потребления, Пейн различает два способа устроить освежающий сквозняк. В одном случае герои, презрев инстинкт самосохранения, раздвигают убогое человеческое измерение легкостью поэтического отношения к жизни. В другом, сократив собственный эгоизм, делают мир больше бескорыстным служением ему.

Фильмы-путешествия Пейна «На обочине», «Небраска», «О Шмидте» складываются в одиссею одинокого, лысеющего и выпивающего среднего американца к собственным границам, которые отодвигаются пропорционально симпатии автора к персонажам. Границы персонажа Мэтта Деймона остаются открытыми. Когда колония норвежских малюток бородачей уходит в подземелья вести жизнь гномов, Пол Сафранек остается на поверхности, чтобы с риском для жизни расти над собой.

В фильме есть что-то от рождественских чудес Фрэнка Капры, так что время его выхода в российский прокат – будущий январь – весьма подходящее.

Венеция

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more