Статья опубликована в № 4401 от 06.09.2017 под заголовком: Как жаль, что это закончилось

Как жаль, что «Твин Пикс» закончился

Третий сезон доказал, что популярный сериал может быть бескомпромиссным авторским проектом
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Нежность – быть может, единственное слово, которым не страшно тронуть новый «Твин Пикс». Толковать, разгадывать, анализировать мотивы, приемы и темы не хочется и не нужно. 18 эпизодов третьего сезона – не сериал или кино, но память и обещание. Публике не привыкать, что фильмы Дэвида Линча сотканы из вещества того же, что и сны. Но новый «Твин Пикс» ведет сквозь анфиладу грез дальше, из одного сна в другой. Где страшно и странно – проснуться.

Давно не важно, кто убил Лору Палмер. Убил ли. «Я мертва. И я жива», – говорит она специальному агенту ФБР Дейлу Куперу в потустороннем Черном вигваме. «Я не знаю никакой Лоры Палмер», – говорит она Куперу на одном из этажей слоистой реальности, в которую погружает зрителя третий сезон.

Из двух Куперов, которых играет красиво постаревший Кайл Маклахлен, загадочней не инфернальный двойник с глазами как черные дыры. А тот, кто после 25 лет в Черном вигваме выплюнут в обычную жизнь, где у него есть жена и ребенок, скучная работа страхового агента в компании «Счастливая семерка» и имя Даги Джонс.

Тайная история

Сюжета нового сезона не знали даже актеры. Чтобы избежать утечек, Дэвид Линч и его соавтор Марк Фрост ежедневно давали каждому из исполнителей сценарий только его роли, а по окончании съемок актеры должны были возвращать и эти фрагменты. Изначально Линч и Фрост написали один длинный сценарий, который разбивали на эпизоды уже на этапе постпродакшн.

Его сюжетная линия – меланхоличная комедия о потерянном пришельце, которого ошеломляют простые чудеса материального мира: вкус кофе или возможность помочиться. Он произносит ключевое слово третьего сезона «домой».

Из четырех историй, описанных Борхесом, Линч логично выбирает вторую – о возвращении. «Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне». Все это есть в третьем сезоне.

И скитания, и зачарованные острова – привычный Черный вигвам с красными портьерами и иные сюрреальные пространства, где обитают Пожарник или женщина без глаз.

И уничтожение земли – атомный взрыв в восьмой серии, половина которой – кусок чистого видеоарта под «Плач по жертвам Хиросимы» Кшиштофа Пенде-рецкого.

И шахматные фигуры в траве, которыми сражались накануне, – все персонажи из старого «Твин Пикса», которые появляются в новом не ради сюжетной функции, а как знаки любви и печали.

«В последнее время я сильно беспокоюсь за тебя, Альберт», – говорит шеф Купера Гордон Коул (которого играет сам Дэвид Линч), кладя руку на плечо агента Альберта Розенфилда. И у тебя сжимается сердце, ты лезешь в imdb и убеждаешься: да, это последняя роль Мигеля Феррера, он умер в январе 2017-го. А когда в кадре появляется Шерилин Фенн в роли совсем растерянной и совершенно не нужной для сюжета Одри Хорн, становится окончательно ясно, что это документальный фильм в каком-то беспощадном высшем смысле.

Дэвид Линч знает, что Итака недостижима, нельзя вернуться в Твин Пикс. Но можно упрямо идти к нему, как стрелок Роланд к Темной башне в великом фэнтези Стивена Кинга. Золотая фигура стрелка, что высится около офиса страховой компании «Счастливая семерка», – скорее всего, случайная рифма. Но новый «Твин Пикс» так устроен, что из него можно выйти в любую дверь. Или остаться. Кто мог знать, что 18 серий – это так мало. Что будет не только тревожно и странно, но так смешно, так печально и нежно.

Читать ещё
Preloader more