Статья опубликована в № 4458 от 27.11.2017 под заголовком: Малевич и темнота

Трудно увидеть Малевича в темноте

Выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» в «Рабочем и колхознице» плохо смотрится
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» большая, занимает три этажа выставочного зала под монументом Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Но работ самого Малевича на ней немного. Причем именно супрематических – тех, которые и делают его величайшим художником ХХ в., – не больше десятка. Хрестоматийные «Косарь», «Жница», одна «Супрематическая композиция» и две картины «Супрематизм», хотя и мелодраматично подсвеченные в темноте так, что сверкают как новенькие, все равно выглядят значительно и достойно представляют и художника, и его метод.

Но большинство экспонатов – вещи малоизвестные и, скажем прямо, малозначительные. То есть для историка искусства, знатока и поклонника Малевича важно все, что он сделал. Ранние вещи – реалистические и «условно-декоративного характера» (определение буклета), лубки времени Первой мировой войны и поздняя, фигуративная живопись – портреты и автопортрет. Важны книги 1910-х гг. с его литографиями, тиражная графика и даже по случаю спроектированный флакон для духов. Но если бы этим ограничивалось творческое наследие Малевича, он вряд ли остался бы в истории мирового искусства.

Подавляющую часть выставочного пространства занимают не живопись и графика Малевича, а стенды с текстами, подробно рассказывающими о перипетиях его жизни и этапах творчества. К словам не может быть претензий. Куратор выставки Александра Шатских – всеми уважаемая ученая дама, Малевич – герой ее профессиональной жизни. Но почему все ее многочисленные продуманные пояснения написаны белым по черному, так что читать их в темноте почти невозможно, – загадка.

Всегда на виду

Последняя большая выставка Казимира Малевича прошла в Москве и Петербурге почти 20 лет назад. Но с тех пор его работы – как живописные, так и графические – не раз показывали на выставках русского авангарда или по другим поводам. В том числе и вещи из региональных музеев и частных собраний, которые демонстрируются в «Рабочем и колхознице». Сейчас в фонде In Artibus показывают фрагменты архива Николая Харджиева, где можно увидеть рукописи Малевича. Ну и «Черный квадрат» по-прежнему ждет зрителей в Новой Третьяковке.

Другая интригующая тайна – зачем надо было натворить столько портретов родственников Малевича и его знаменитых современников (не только учеников и последователей)? Художники-оформители срисовали лица с фотографий и раскрасили их пестро, как им казалось, супрематически, но в силу своих малых талантов и неглубокого понимания русского авангарда. Получилась пародия на Малевича, совершенно анекдотическая, ужасная и смешная.

Всю эту оформиловку трудно назвать дизайном. Организатор выставки – акционерное общество «Выставка достижений народного хозяйства» – с Малевичем явно не справился. Провал особенно заметен на фоне безупречно корректного и умного дизайна только что открывшейся выставки Эля Лисицкого в Третьяковке и Еврейском музее. Да, каждая сегодняшняя музейная выставка выглядит приличнее этой. Ничего нет хуже претенциозного задора, в нем может утонуть даже гений.

ДО 25 ФЕВРАЛЯ

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more