Трудно увидеть Малевича в темноте

Выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» в «Рабочем и колхознице» плохо смотрится
На выставке больше темноты, чем картин Малевича
/ Максим Стулов/ Ведомости

Выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» большая, занимает три этажа выставочного зала под монументом Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Но работ самого Малевича на ней немного. Причем именно супрематических – тех, которые и делают его величайшим художником ХХ в., – не больше десятка. Хрестоматийные «Косарь», «Жница», одна «Супрематическая композиция» и две картины «Супрематизм», хотя и мелодраматично подсвеченные в темноте так, что сверкают как новенькие, все равно выглядят значительно и достойно представляют и художника, и его метод.

Но большинство экспонатов – вещи малоизвестные и, скажем прямо, малозначительные. То есть для историка искусства, знатока и поклонника Малевича важно все, что он сделал. Ранние вещи – реалистические и «условно-декоративного характера» (определение буклета), лубки времени Первой мировой войны и поздняя, фигуративная живопись – портреты и автопортрет. Важны книги 1910-х гг. с его литографиями, тиражная графика и даже по случаю спроектированный флакон для духов. Но если бы этим ограничивалось творческое наследие Малевича, он вряд ли остался бы в истории мирового искусства.

Подавляющую часть выставочного пространства занимают не живопись и графика Малевича, а стенды с текстами, подробно рассказывающими о перипетиях его жизни и этапах творчества. К словам не может быть претензий. Куратор выставки Александра Шатских – всеми уважаемая ученая дама, Малевич – герой ее профессиональной жизни. Но почему все ее многочисленные продуманные пояснения написаны белым по черному, так что читать их в темноте почти невозможно, – загадка.

Всегда на виду

Последняя большая выставка Казимира Малевича прошла в Москве и Петербурге почти 20 лет назад. Но с тех пор его работы – как живописные, так и графические – не раз показывали на выставках русского авангарда или по другим поводам. В том числе и вещи из региональных музеев и частных собраний, которые демонстрируются в «Рабочем и колхознице». Сейчас в фонде In Artibus показывают фрагменты архива Николая Харджиева, где можно увидеть рукописи Малевича. Ну и «Черный квадрат» по-прежнему ждет зрителей в Новой Третьяковке.

Другая интригующая тайна – зачем надо было натворить столько портретов родственников Малевича и его знаменитых современников (не только учеников и последователей)? Художники-оформители срисовали лица с фотографий и раскрасили их пестро, как им казалось, супрематически, но в силу своих малых талантов и неглубокого понимания русского авангарда. Получилась пародия на Малевича, совершенно анекдотическая, ужасная и смешная.

Всю эту оформиловку трудно назвать дизайном. Организатор выставки – акционерное общество «Выставка достижений народного хозяйства» – с Малевичем явно не справился. Провал особенно заметен на фоне безупречно корректного и умного дизайна только что открывшейся выставки Эля Лисицкого в Третьяковке и Еврейском музее. Да, каждая сегодняшняя музейная выставка выглядит приличнее этой. Ничего нет хуже претенциозного задора, в нем может утонуть даже гений.

ДО 25 ФЕВРАЛЯ