Покупать знаменитых художников надо, пока они бедны

На выставке«Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» показана коллекция Йонаса Неттера
Портреты Модильяни – в центре экспозиции и внимания зрителей /Евгений Егоров

Выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса», открывшаяся в петербургском Музее Фаберже, – бенефис Йонаса Неттера, сумевшего собрать выдающуюся коллекцию живописи лучших художников, живших в Париже в начале прошлого века. Поставив таких знаменитостей, как Модильяни, Сутин, Дерен, Утрилло, в центр экспозиции, ее куратор – специалист по Модильяни Марк Рестеллини – все равно выводит на первый план Неттера. Что справедливо: перед нами собрание музейного уровня, остающееся в руках потомков коллекционера.

Неттер работал парижским представителем различных торговых марок (выражаясь современным языком, был менеджером высшего звена) и не располагал крупным наследственным состоянием. Работы импрессионистов, к тому времени уже имевшие большой успех, были для него дороги, но Неттеру удавалось конкурировать даже с такими богачами, как Альфред Барнс и Дэвид Рокфеллер, – американцы в Париже в то время стали определять цены. Он начал коллекционировать живопись в 1915 г. с пейзажей Мориса Утрилло. Неттер познакомился с маршаном, торговцем картинами, Леопольдом Зборовским, и в течение следующих 15 лет, до 1930 г., они составляли дуэт. У Зборовского было чутье на художников, Неттер обладал независимым художественным вкусом, т. е. укорененной в его натуре глубокой уверенностью в собственной правоте. Именно поэтому, противореча привычкам своего круга, он покупал работы Модильяни.

В основу отношений ложился договор между художником, маршаном и коллекционером, по которому последний обеспечивал финансовые нужды художника в обмен на часть создаваемых им работ. В 1917 г. такой контракт был заключен с Утрилло, а в 1919-м – с Модильяни.

Вы видите часть этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью