Михельсон поможет России получить «Золотого льва» Венецианской биеннале

Также участвовать в амбициозном проекте будет компания, совладелицей которой является дочь Сергея Лаврова
Евгений Разумный / Ведомости

В ноябре Минкультуры досрочно сменило комиссара павильона России на Венецианской биеннале: им стала известный арт-менеджер Тереза Иароччи Мавика, которая возглавляет фонд современного искусства V-A-C, учрежденный председателем правления компании «Новатэк» Леонидом Михельсоном. Министр культуры поставил амбициозную задачу – российский павильон должен стать лауреатом Венецианской биеннале, говорилось в сообщении министерства. Помогать ей в этом будут Михельсон, который станет инвестором проекта, и компания Smart Art, созданная Екатериной Винокуровой (дочь министра иностранных дел Сергея Лаврова) и Анастасией Карнеевой (дочь топ-менеджера «Ростеха» Николая Волобуева).

Новый комиссар

Мавика – политолог, выпускница неаполитанского Восточного университета, впервые она прилетела в Москву 27 января 1989 г. – и так и осталась здесь. С 2009 г. она работает главой фонда V-A-C (английская аббревиатура «Виктория – искусство быть современным»). Фонд организует выставки современного искусства зарубежных и русских художников, выделяет гранты. С 2016 г. Тереза Мавика – член экспертного совета Европейской биеннале современного искусства «Манифеста». В мае 2019-го, прожив 30 лет в России, она получила российское гражданство. Комиссаром Мавику назначили до 2021 г. – и сразу на обе биеннале: современного искусства (она же Международная художественная выставка, или Esposizione Internazionale d’ Arte) и архитектурную (Международная архитектурная выставка, или Mostra Internazionale di Architettura). 

Тереза Иароччи Мавика /Евгений Разумный / Ведомости

«Комиссар павильона, по сути, это крепкий хозяйственник, который ещё и должен очень хорошо разбираться в современном искусстве. Помимо культурной части он еще ищет и привлекает к проектам спонсоров, поскольку Венецианская биеннале – очень затратная история», – рассказывает руководитель консалтинговой компании в сфере искусства. Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели называет Мавику большим профессионалом: «V-A-C уже много лет проводит важную выставочную политику по интеграции наших художников в международный контекст. И фонд, и сама Тереза имеют хорошую репутацию и зарекомендовали себя на международном уровне».

Smart Art

В день назначения Мавики комиссаром Smart Art объявила, что принимает на себя стратегическое управление павильоном России в Джардини – городских садах Венеции. Именно здесь поочередно проходят художественная и архитектурная Венецианские биеннале. В сообщении Минкультуры эта организация не упоминалась.

Анастасия Карнеева и Екатерина Винокурова

ООО «Смарт арт» (бренд Smart Art) основано в 2016 г., Винокурова и Карнеева, по данным СПАРК, владеют им на паритетных началах. До создания собственной компании они больше 10 лет работали в сфере искусства, поддерживали молодых художников и занимались проектами Christie’s в России. Винокурова – дочь министра иностранных дел Сергея Лаврова и жена инвестбанкира, президента «Марафон-групп» Александра Винокурова. Анастасия Карнеева – дочь топ-менеджера «Ростеха» Николая Волобуева.

«Нам показалось, что в России недостаточно развита система поддержки искусства: образование художника, их продюсирование и репрезентация. Поэтому последние несколько лет мы занимаемся молодыми художниками, продюсируем и организовываем музейные выставки, продаем работы и пополняем ими коллекции», – рассказала «Ведомостям» Карнеева. Среди проектов Smart Art – выставка Сергея Сапожникова в «Ударнике» (2017), персональные выставки Дарьи Иринчеевой и Алексея Булдакова в московском представительстве Christie’s (2017), Светы Шуваевой в ММОМА (2018), Александры Галкиной в Новой Третьяковке (2018), выставки Анастасии Потемкиной и Дарьи Иринчеевой в ММОМА (2019).

Как устроена биеннале

«По расхожему определению, Венецианская биеннале – это олимпиада в мире искусств, так как выставка в Венеции один из немногих форумов современного искусства, сохранивших систему наград, – говорит директор фонда Aksenov Family Foundation Виктория Кондрашова. – Мечта о «Золотом льве» преследует всех комиссаров павильона России».

«Венецианская биеннале – самое важное культурное событие в мире в двухлетнем цикле. Каждая уважающая себя страна, которая видит себя на ниве искусства и архитектуры, там участвует», – рассказывает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Биеннале современного искусства и архитектурная биеннале проходят на двух основных площадках: в национальных павильонах, расположенных в Джардини – городском саду Венеции (для тех стран, которые успели обзавестись там недвижимостью), и на территории Арсенала, расположенного по берегам канала, где раньше строили корабли. Но часть национальных павильонов раскидана по всему городу.

Основной проект выставки разрабатывает куратор, назначенный на конкретную биеннале. Он объявляет тему биеннале и приглашает художников из разных стран. Как правило, всем участникам биеннале предлагается так или иначе следовать теме, обозначенной куратором.

Международное жюри, состав которого определяет президент биеннале Паоло Баррато с командой кураторов, присуждает премии «Золотой лев» лучшему национальному павильону и лучшему художнику, для павильонов есть еще специальное упоминание жюри. Из российских участников упоминания был удостоен Илья Кабаков, показавший в 1993 г. проект «Красный павильон». Это единственная награда России в истории Esposizione Internazionale d’ Arte, если не считать биеннале 1907 г., когда экспозицию Русского отдела (павильон по проекту Алексея Щусева построили только в 1914 г.) готовил Сергей Дягилев, а Борис Кустодиев получил главную в то время награду – Золотую медаль.

Программа российского павильона

6 декабря 2019 г. стали известны программа российского павильона в Венеции на 2020 г. и детали национального проекта на 17-й архитектурной биеннале. Куратором проекта павильона России стал Ипполито Пестеллини Лапарелли – известный миланский архитектор и урбанист, сокуратор Европейской биеннале современного искусства Manifesta 12 (2018, Палермо), автор проекта Архитектурной триеннале в Осло (2016), выставки о современном статусе Италии Monditalia на Венецианской архитектурной биеннале (2014), сокуратор, вместе с Ремом Колхасом, выставки Cronocaos на Венецианской архитектурной биеннале 2010 г. Помимо этого Пестеллини Лапарелли курировал масштабные выставки в палаццо Реале (Милан) и фонде Prada (Милан, Венеция) и разрабатывал для них сценографию, руководил реконструкцией комплекса Фондако деи Тедески («Немецкого двора») в Венеции и сейчас возглавляет реставрацию старейшего берлинского универмага KaDeWe.
Содержанием проекта, который Пестеллини Лапарелли сделает в российском павильоне, станет подготовка его реконструкции, которая должна начаться через год. Это будет командная работа: на время биеннале павильон превратится в офис, где молодые российские архитекторы будут работать вместе с местным архитектурным бюро, которое обеспечит проекту согласование на все этапах. Имена архитекторов будут определены в результате открытого конкурса. Заявки на участие в нем предлагается оставлять на сайте www.pavilionrus.com до 31 января 2020 г. К конкурсу приглашаются архитектурные бюро, в портфолио которых не менее трех реализованных проектов, а возраст архитекторов-участников не достиг 40 лет. Они должны не только разработать концепцию реконструкции павильона, но и внести предложения по организации в нем открытого рабочего пространства.

В отличие от Биеннале современного искусства, ведущей историю с 1895 г., первая архитектурная биеннале прошла в 1975 г. Российское присутствие на ней было отмечено специальными упоминаниями в 2000 г., когда Илья Уткин был награжден за архитектурную фотографию, и в 2012-м, когда Сергей Чобан и Сергей Кузнецов (тогда партнер Чобана в бюро, еще не ставший главным архитектором Москвы) показали инсталляцию, посвященную «Сколково». Комиссаром российского павильона с 2011 г. был известный архитектурный критик Григорий Ревзин (в 2000-м он выступал в Венеции куратором проекта), которого накануне выставки 2014 г., за три месяца до открытия павильона, уволили. Министр снял комиссара без объяснения причин, «в рамках своих полномочий», но причина угадывалась: Ревзин публично не согласился с присоединением Крыма и после увольнения высказался в Facebook: «А нечего про Крым писать!» Тогда Михайловский занял и место Ревзина – возглавил павильон при готовой выставке FairEnough, созданной кураторами Дарьей Парамоновой, Антоном Кальгаевым и Бренданом Макгетриком из института «Стрелка». Придуманная ими выставка архитектурных идей XX в. завоевала еще одно специальное упоминание жюри биеннале. Так стабильно и эффективно ни до Ревзина, ни после его ухода павильон России не выступал никогда.

Международные выставки исторически привлекали в основном публику из Европы, где современное искусство востребовано уже давно. В России современное искусство как рынок только начинает формироваться и пока им интересуется ограниченный круг очень состоятельных людей, говорит эксперт в сфере современного искусства. «В дни проведения биеннале сюда слетаются бизнес-джеты, швартуются частные яхты. Биеннале – это большая тусовка, иногда в день проходит до пяти вечеринок. Но часть русских гостей – действительно те, кто интересуется искусством».

Павильон России

Павильон России в Венеции – собственность Российской Федерации. Этот экспозиционный комплекс последние 10 лет находился в управлении ООО «Венецианский павильон» (через цепочку компаний принадлежит Альфа-банку) на правах аренды по соглашению, заключенному с Госзагрансобственностью, сообщила «Ведомостям» пресс-служба банка. Но в апреле срок аренды закончился – и договор не был продлен.

Российский павильон на 57-й Венецианской биеннале современного искусства /ТАСС

Smart Art заинтересовалась венецианским павильоном этой зимой. «Мы пошли прямым путем, – рассказывает Карнеева. – Собственность РФ за рубежом принадлежит всего нескольким ведомствам, одно из них – Управление делами президента. Мы к ним обратились. Выяснилось, что [у Альфа-банка] заканчивается договор аренды. Мы направили официальное обращение о деятельности нашей компании. В результате нас пригласили к участию в торгах». Заявку в управделами президента Smart Art подала в феврале, в апреле она победила в торгах. 29 апреля компания заключила 10-летний контракт с Госзагрансобственностью.

Срок аренды, по словам Карнеевой, заранее не обговаривался: «Нам предложили на 10 лет, мы не отказались». Условия торгов были стандартными: оплата аренды, оплата maintenance, содержание здания, текущий ремонт и т. д. Проведение реставрации и реконструкции в условиях не прописано, но, по словам новых арендаторов, оно потребуется.

«Мы проводим независимую экспертизу здания, – говорит Винокурова, – чтобы понять, что предстоит сделать в ближайший год. Но уже понимаем, что многое не соответствует итальянскому законодательству. Например, нет подходящей системы кондиционирования, современной пожарной сигнализации, нет доступа для людей с ограниченными возможностями. Десять дней назад мы с Настей были в Венеции, в павильоне, там опять течет крыша».

Павильон за последние 10 лет реставрировали дважды. В первый раз – в 2009 г., тогда работы стоимостью 1 млн евро профинансировал Петр Авен, рассказал «Ведомостям» Василий Церетели. Второй раз – в 2013 г., когда павильон реставрировался и реконструировался для «Данаи» (проект Вадима Захарова). Стоимость работ тогда превысила 1 млн евро, часть финансирования выделило Минкультуры, но основные затраты взяла на себя группа «Меркурий» Игоря Кесаева – мужа Стеллы Кесаевой, главы некоммерческого Stella Art Foundation и комиссара российского павильона на биеннале 2011, 2013 и 2015 гг. Компания Кесаева выступала тогда в качестве спонсора наравне с Минкультом. В 2015 г. (это был проект Ирины Наховой «Зеленый павильон») национальная выставка обошлась в 700 000 евро, из них лишь около 135 000 евро (10 млн руб.) были выделены министерством.

Идея вернуть павильону первоначальный вид была еще у Кесаевой, но тогда не хватило времени согласовать все изменения. В свое время павильон был поставлен на охрану как памятник в том виде, в котором он пребывает сейчас. У павильона есть веранда, выходящая к морю, но она закрыта. Теперь ее планируют привести в порядок и открыть. Карнеева признается, что они уже общались на эту тему с президентом биеннале и Паоло Баратта их «абсолютно поддерживает» – уже найдены чертежи и фотографии павильона в местных архивах, которые должны лечь в основу новой стратегии. Винокурова говорит, что сейчас оценить стоимость реставрационных работ сложно.

Михельсон

Помогать Винокуровой и Карнеевой поднимать рейтинги российского искусства за рубежом будет Леонид Михельсон. «Взять павильон в управление было нашей инициативой. Но перед тем как пойти на торги, мы пришли к Леониду Викторовичу [Михельсону] и заручились его поддержкой. Он нас знает давно, есть определенная степень доверия», – говорит Карнеева. Михельсон возглавляет последний рейтинг Forbes «200 самых богатых бизнесменов России», его состояние издание оценивает в $24 млрд. Выручка же Smart Art в 2018 г. составила около 20 млн руб., а чистая прибыль – 3 млн руб.

Михельсон – известный меценат и ценитель искусства. В 2009 г. создал V–A–C для поддержки молодых российских художников и продвижения современного искусства России за границей, в его коллекции стали появляться работы Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Амедео Модильяни, Энди Уорхола, Виллема де Куннинга, Рудольфа Стингела и др. В 2014 г. «Новатэк» выступил генеральным спонсором биеннале современного искусства Manifesta 10 в Санкт-Петербурге – кочующей европейской выставки, которая входит в число важнейших событий в художественном мире. И в том же году Михельсон профинансировал устройство выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Гран-пале (Париж).  

Встречу с корреспондентами «Ведомостей» совладелицы Smart Art назначили в офисе фонда V-A-C на Гоголевском бульваре. Стороны сотрудничают уже давно, рассказывает Тереза Мавика: «Когда открылся арт-центр «Электрозавод» и появилась новая площадка в Москве, где художники могли снять студии, мы все стали им помогать. И я предложила Насте и Кате поддержать Urban Fauna Lab (проект, созданный в 2011 г. художниками Алексеем Булдаковым и Анастасией Потемкиной)».

Но ни V-A-C, ни «Новатэк» не имеют никакого отношения к российскому павильону в Венеции, поддерживать проект будет лично Михельсон, уверяют совладелицы Smart Art. По их словам, бизнесмен готов финансировать не только реконструкцию и техническое содержание здания, но и проведение самих художественных проектов – а это главные расходы. Такое сотрудничество даст Smart Art и комиссарам определенную независимость. Как долго миллиардер готов финансировать работу российского павильона в Венеции, его новые управляющие уточнить не смогли. По словам Мавики, Михельсон будет помогать столько, сколько надо: «У него всё подчинено интересам страны». Представитель Михельсона не ответил на запрос «Ведомостей».

У фонда V-A-C есть выставочное пространство в Венеции – четырехэтажное палаццо на Дзаттере, реконструированное и отреставрированное Михельсоном. Во время недавнего наводнения на всей набережной Дзаттере на Дорсодуро это здание оставалось единственным с сухим первым этажом. В палаццо есть даже лифт, все уровни охраны и сигнализация, а на последней биеннале успех проекта, показанного там, оказался больше, чем у национального павильона. Леонид Михельсон заинтересован в том, чтобы не было этого соревнования, говорит Мавика.

Россия ставит на Венецию

До недавнего времени чиновников особо не беспокоила репутация павильона – как и участие России в венецианских культурных марафонах в целом. Фраза Мединского, произнесенная в 2013 г. на открытии 55-й Венецианской биеннале современного искусства («Вообще, мы больше сторонники традиционализма»), стала мемом, а на участие России в последней, 58-й биеннале Минкульт не выделил ни копейки. Комиссаром на тот момент был ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский, куратором – Эрмитаж. Тогда часть экспертов оценила проект павильона России как провальный: он казался наспех сочиненной фантазией на тему Эрмитажа, не имеющей никакого отношения к современному искусству. Впрочем, Financial Times включила экспозицию России в пятерку лучших.

Михайловский должен был занимать пост комиссара еще два года. В июне 2019 г. он объявлял, что кураторами русского павильона на следующей архитектурной биеннале будут Дмитрий Ликин, он сам и председатель комитета по туризму Москвы Екатерина Проничева. Ранее она возглавляла ВДНХ и уже была сокуратором одной из предыдущих архитектурных выставок в Венеции, посвященной ВДНХ.

В России до 2007 г. комиссарами назначали окологосударственных людей. «Этот престижный форум для нашей страны не был приоритетом. Сегодня, похоже, ситуация меняется: если комиссаром назначен директор известного фонда», – считает собеседник «Ведомостей».

«Назначение комиссаром представителя частной художественной институции выглядит логичным шагом с точки зрения финансирования проекта, – соглашается Кондрашова из Aksenov Family Foundation. – Затраты на организацию и показ экспозиции в течение полугода (именно столько идет биеннале) могут составить несколько миллионов евро. И Тереза, и ее партнеры из Smart Art, уверена, смогут их найти». «Стелла Кесаева, комиссар павильона в 2011–2015 гг., показывала в павильоне проекты художников круга московской концептуальной школы. Художественная стратегия Семена Михайловского вызывала вопросы: он представил две сложно устроенные выставки, которые были замкнуты на самих себя и слабо отвечали международным трендам, – объясняет смену комиссара Кондрашова. – Я уверена, что Тереза, как руководитель динамично развивающегося фонда, сделает все возможное, чтобы экспозиция 2021 г. запомнилась всем и вошла в историю отечественного искусства».

В Минкультуры намерены создать художественный совет Венецианской биеннале. В него согласились войти Василий Церетели, Эмилия Кабакова, автор российского проекта 2013 г. в Венеции Вадим Захаров, Барт де Баре (директор антверпенского музея MKHA – единственного в Европе, имеющего в коллекции работы молодых российских художников), директор ГМИИ им А. С. Пушкина Марина Лошак, куратор 50-й Венецианской биеннале Франческо Бонами, директор Школы Родченко Елена Лунгина, директор Центра изучения русского искусства Университета Ка-Фоскари Сильвия Бурини. Председателем художественного совета станет замминистра культуры Алла Манилова.

А вот Михайловский уже отказался. «Не думаю, что синьора Иароччи нуждается в чьих-либо советах. Во всяком случае, ни мне, ни ей этого точно не нужно. Кроме того, я не понимаю, каковы полномочия совета, какие вопросы он будет решать, – заявил он «Ведомостям». – Вряд ли участие совета поможет синьоре Иароччи решить поставленную задачу – получить «Золотого льва». Это все-таки не коллективная, а индивидуальная работа».

Имидж важнее

Основную задачу новые управляющие национальным павильоном в Венеции видят в том, чтобы дать молодым российских художникам возможность выставлять свои работы за рубежом. Возможность для репрезентации на мировой сцене получат и сами основательницы Smart Art, предполагают собеседники «Ведомостей» в сфере современного искусства. Венеция как площадка наращивает свой политический статус, уверен собеседник, участвовавший в работе Венецианской биеннале. Участие в работе национального павильона в Венеции Анастасии Карнеевой, Екатерины Винокуров и Леонида Михельсона, как считает он, тому подтверждение: «Они должны стать витриной этого проекта для элиты внутри страны».

Биеннале имеет подчеркнуто некоммерческий характер – те, кто платит и поддерживает выставки, обычно заинтересованы в искусстве не финансово. Здесь важнее имидж – благотворительность и финансирование как пропуск в crème de la crème западного бизнес-сообщества – и личная заинтересованность: у большинства миллиардеров-донаторов есть собственные коллекции (в частности, и у Авена, и у Михельсона). Венеция – это не только искусство и тусовка, это еще и важная политическая площадка, рассказывает собеседник «Ведомостей», ранее участвовавший в организации работы российского павильона на Венецианской биеннале. «Здесь проходят встречи министров, а по уровню экспозиций павильонов и их техническому состоянию судят о положении дел в стране, – говорит он. – Однако долгие годы российские власти не придавали этому значения».

Куратором предстоящей 17-й Архитектурной биеннале стал Хашим Саркис, глава бюро Hashim Sarkis Studios (HSS) и декан факультета архитектуры и планирования Массачусетского технологического института (MIT). Тема биеннале – «Как мы будем жить вместе?». Карнеева и Винокурова уверяют, что мечтают вывести молодых художников из России на новый уровень международной узнаваемости, чтобы «мы говорили на одном языке со всем миром, а не были бы аутсайдерами, как сейчас». В помощь им – комиссар, который говорит с венецианскими чиновниками на одном языке. «Тереза – очень известный человек в мире искусства. Она известна очень успешными акциями и последовательной позицией по работе с самыми актуальными современными архитекторами и художниками. И у меня есть все основания ожидать классных проектов в русском павильоне», – говорит Сергей Кузнецов.