Одно из главных музейных событий в мире – выставка «Ван Эйк. Оптическая революция»

В Генте открылась уникальная экспозиция гения Северного Возрождения
На выставке створки Гентского алтаря, обычно скрыты за стеклом, можно рассмотреть вблизи/ David Lavene / MSK Chent

Выставка ван Эйка в Музее изящных искусств Гента (MSK) восхитительна и неповторима. В таком определении нет преувеличения, Ян ван Эйк – художник гениальный, и рассматривать его произведения – чистое счастье. Никогда раньше 10 его работ из сохранившихся 20 не демонстрировались вместе. И вряд ли еще когда-нибудь одну из них можно будет увидеть в музее. За одну работу сочтены 10 панелей Гентского алтаря, величайшего шедевра европейского искусства. Восемь внешних панелей после выставки вернутся на свое место в собор Святого Бавона, а две внутренние – с изображениями Адама и Евы – отправятся на реставрацию.

Шедевр в деталях

В соборе, где сейчас можно увидеть два отреставрированных яруса прославленного алтаря, созданного в 1432 г. братьями Хубертом и Яном ван Эйками, близко к шедевру не подойдешь и за защитным стеклом все живописные тонкости не разглядишь, зато ощущаешь грандиозность и красоту замысла произведения и фантастическую виртуозность его воплощения. В музее же есть возможность приблизиться к фрагментам алтаря почти вплотную. Посмотреть в глаза прародителям человечества, увидеть редкие волоски на груди Адама и тень под круглой грудью Евы, полюбоваться розовым перламутром крыльев златовласого архангела и нежнейшей бледностью девы Марии в сцене Благовещения, заметить у донатора, заказчика алтаря Йоса Вейдта, мешки под глазами, а на портрете его жены – завернувшийся уголок белого воротничка.

Что известно о ван Эйке

Достоверных сведений о художнике немного. Даже дата и место его рождения предположительны – 1390 год, Маасейк. О его брате Ламбере и сестре Маргарите почти ничего не известно. Старший брат художника Хуберт умер, едва начав с ним работу над Гентским алтарем. По документам известно, что в 1422 г. Ян ван Эйк работает в Гааге у герцога Баварии, а в 1425 г. становится придворным живописцем Филиппа Доброго – герцога Бургундского. В составе свиты Филиппа ван Эйк совершает путешествие в Португалию. Предполагают, что он также побывал в Италии и на Святой Земле. В 1431 г. Ян покупает каменный дом в Брюгге и через два года женится на demoiselle Marguerite. В Брюгге он открывает мастерскую с наемными работниками и получает престижные заказы от духовенства, знати и богатых горожан. В 1441 г. Ян ван Эйк умирает. На его могиле в церкви Святого Донациана в Брюгге написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами и все живое прославлял своим искусством».

Одно из достижений ван Эйка, его «оптической революции», – это соединение дистанцированного взгляда на изображаемое и пристального вглядывания в мельчайшие детали. В каталоге выставки приведены слова искусствоведа Эрвина Панофского, что глаз мастера «работает одновременно как микроскоп и телескоп». Вообще, в каталоге и пояснительных текстах к разделам достаточно подробно раскрыто данное выставке название. Сказано, что ван Эйк новаторски работал с масляной краской, достигая иллюзии натуральности в написании фактур и материалов. Что он изучал оптику и в его работах свет пронизывает все пространство картины, оставляя блики на блестящих тканях и драгоценных украшениях. Что он не следовал строгой геометрической перспективе, но интуитивно воспроизводил ее. И, пожалуй, самое главное, что объясняет магию живописи ван Эйка, – это соединение условности, свойственной средневековому искусству, и ренессансного стремления к изображению реального, материального мира.

Редкая встреча

Одно из самых завораживающих произведений на выставке – написанное в 1434 г. «Благовещение», привезенное из Национальной галереи Вашингтона. На нем прекрасный собой архангел Гавриил облечен в роскошный, тщательно выписанный плащ, скрепленный брошью с огромным драгоценным камнем, на голове у него корона, локоны тщательно уложены, а крылья разноцветные и переливчатые. Но вся материальная роскошь здесь только свидетельство божественной красоты мира, откуда явился посланец. Эта продуманная, композиционно сложно выстроенная картина, где фигуры нереально велики для пространства храма, в котором они находятся, первоначально принадлежала монастырю в Дижоне. В 1840 г. она была куплена Николаем I у короля Нидерландов и отдана в Эрмитаж. Как раз в это время возрождался интерес к творчеству ван Эйка и других полузабытых или мало ценимых «фламандских примитивов», как теперь принято называть фламандских художников XV–XVI вв. А в 1930-м советское правительство, пополняя госказну, продало «Благовещение» в Америку. В 1997-м его привезли на выставку в Эрмитаж. Учитывая, что сейчас российско-американские музейные связи порваны, ближайшая возможность восхититься нарядным архангелом, кроткой Марией и пикирующим на нее голубем – в Генте.

Внешние панели алтаря после выставки вернутся на свое место в собор Святого Бавона / MSK Chent / David Lеvene

Свита короля

Выставка «Ван Эйк. Оптическая революция», словно следуя ее герою, дает возможность не только близко всмотреться в работы художника, но и показать его творчество в широком контексте. Рассказать о процветающих в его время городах Брюгге и Генте, реальные пейзажи которых появляются в произведениях на религиозные сюжеты. Показать работы его современников, копиистов и последователей. Для демонстрации разницы в методах построения пространства великого фламандского примитива и великого примитива итальянского на выставку привезена картина Фра Анджелико «Сцены из жизни святого Николая».

Гобелены, скульптура, книжная миниатюра, бытовые предметы, архивные документы – 137 экспонатов из разных музейных собраний наполняют пространство залов. Они интересны и сами по себе, и как свита, играющая короля экспозиции – ван Эйка. Отчасти контекстные произведения компенсируют отсутствие нескольких прославленных его вещей. Прежде всего «Портрета четы Арнольфини» из лондонской Национальной галереи, главной иллюстрации к оптической революции, совершенной фламандским гением. Его произведения не только ценнейшие в музейных коллекциях, но и очень хрупкие, им почти по 600 лет. Однако показанных на выставке «Мадонны у фонтана», «Святой Варвары», «Распятия», «Святого Франциска, получающего стигматы» и фрагментов Гентского алтаря достаточно, чтобы испытать восхищение от увиденного.

Выставка большая, но хорошо структурированная. Каждый из ее разделов – «Исторический контекст», «Город», «Человек и миф», «Мать и дитя», «Индивид» – помогает разобраться в увиденном, дает короткий, но полезный фактический материал. В последнем разделе собраны портреты, написанные ван Эйком. На них люди – жена художника Маргарита, неизвестный мужчина в голубом тюрбане, ювелир Ян де Лейв, важный придворный сановник Бодуэн де Ланнуа – выглядят как живые, но написаны они без тени натурализма или психологизма, каждый как будто хранит тайну, которую художнику не считает нужным открывать.

Гент

До 30 апреля

Автор – редактор The Art Newspaper Russia