Парусному спорту коронавирус не помеха

В Окленде начался отбор на финал America’s Cup
Для участия в соревнованиях команды должны иметь пару суперинновационных карбоновых яхт с подводными крыльями вместо киля и парусом-крылом, которые могут разгоняться до 50 узлов (под 100 км/ч) /Reuters

Пандемия COVID-19 серьезным образом повлияла на профессиональный спорт – столько соревнований высшего уровня по всему миру не отменяли со времен Второй мировой войны. Были перенесены летняя Олимпиада, чемпионаты Европы, Америки и Африки по футболу, международные турниры по баскетболу, хоккею и многим другим видам.

А вот парусному спорту досталось чуть меньше. Что, в общем, неудивительно, ведь дистанцирование здесь присутствует исторически – особенно между зрителями и спортсменами. И главное состязание в дисциплине – Кубок «Америки» – пройдет, как и было запланировано изначально, в марте. Тем не менее организаторы понесли серьезные убытки и даже недосчитались нескольких команд-участниц.

Список лодок

Кубок «Америки» – исторически элитарный турнир. 170 лет назад, в 1851 г., шхуна «Америка» обошла 15 лодок из Британии в регате вокруг острова Уайт и стала первым обладателем серебряного кубка. В честь победителя его, собственно, и назвали. Обладатель кубка обещал раз в несколько лет устраивать гонки, чтобы доказывать свое превосходство, но получил большое преимущество – определять все правила на следующий раз. На 130 с лишним лет трофей прописался в New York Yacht Club – соперникам не удавалось победить представителей Нью-Йорка ни в одной из 15 регат, проведенных до конца 1980-х. По продолжительности это самая длительная победная серия в истории спорта.

Но все когда-либо подходит к концу. Со временем на арену вышли другие мастера – австралийцы и новозеландцы. Они с некоторыми перерывами доминируют в парусной «Формуле-1» и по сей день. Новый розыгрыш Кубка «Америки» проводят именно в Новой Зеландии. Это право страна получила после того, как четыре года назад команда яхт-клуба Royal New Zealand Yacht Squadron победила на Бермудских островах прежних чемпионов – Golden Gate Yacht Club из Сан-Франциско. Далекая страна в Океании не слишком избалована крупнейшими спортивными форумами. Как правило, спортивные функционеры ее всерьез не рассматривают как подходящую площадку – исключение делают только для регби. Большую роль играет географический фактор, сюда из большинства стран мира как минимум сложно добраться.

Поэтому к такому мегасобытию, как Кубок «Америки», в Окленде начали готовиться заранее. В частности, запланировали инвестиции в туристическую сферу, инфраструктуру, ритейл и другие отрасли. Общий объем финансовых вливаний оценивали в $250 млн. Согласно предварительной оценке экономистов, богатые зарубежные туристы, составляющие основу фан-базы в высших эшелонах парусного спорта, должны были сгенерировать выручку до $1 млрд и способствовать созданию до 8000 рабочих мест (в перспективе на 35 лет вперед на каждый $1 инвестиций в инфраструктуру в Новой Зеландии ожидают более $7 выгоды).

Однако COVID-19 основательно потрепал нервы и планы организаторов. В результате из-за пандемии и вызванных ею ограничений (въехать в Новую Зеландию могут граждане считанных стран – и то после длительного карантина в специально отведенных учреждениях, но среднее количество новых случаев заражения коронавирусом за последние две недели не превышает пяти в день) устроителям приходится надеяться в основном на местных болельщиков и участников. Даже владельцы суперъяхт, которые обычно в большом количестве прибывают смотреть на гонки America’s Cup, игнорируют событие. По словам главы Королевского новозеландского яхт-клуба Арона Янга, до пандемии заявки на посещение регаты в Окленде подало более 140 суперъяхт. Теперь же от них в списке осталось меньше 40 желающих зайти в новозеландские воды лодок.

Зато в составе команд-участниц из-за пандемии мало что поменялось. Да, в результате ограничений из-за пандемии в 2020 г. отменили две подготовительные регаты Кубка «Америки» на Сардинии и в Великобритании. Однако спонсоры – Louis Vuitton, Airbus и Emirates от своих обязательств не отказались.

Безвирусный спорт

В целом для постковидной реальности парусный спорт такого формата вообще подходит как нельзя лучше. В отличие от многих других видов (футбола, хоккея, баскетбола) для паруса зрители не играют столь большой роли. Во-первых, любоваться регатами вживую весьма непросто: гонки, как правило, никогда не проходят близко от берега, как таковой «трек» не зафиксирован и сильно зависит от направления ветра и т. д. Так что концепция традиционных трибун не работает. Следовательно, акцент устроители делают на трансляции с большим количеством камер и инфографики.

А во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, синдикаты (так в Кубке «Америки» традиционно называются команды) – это дорогие игрушки в руках обеспеченных владельцев, для которых плюс-минус $10 млн не имеют принципиального значения. Так, в разные годы титул защищали или претендовали на него синдикаты под руководством таких бизнесменов и магнатов, как банкир Джон Морган (основатель JPMorgan Chase), семья Вандербильтов, чайный король Томас Липтон, основатель CNN Тед Тернер, наши современники-миллиардеры Эрнесто Бертарелли и Ларри Эллисон.

Если изначально, в 1851 г., трофей стоил всего 100 фунтов стерлингов, то теперь, чтобы претендовать на него, за один четырехлетний цикл нужно вложить порядка $100 млн. По оценке экспертов, примерно 40% бюджета уходит на физические активы – в частности, надо построить пару суперинновационных карбоновых яхт (длиной 21 м и весом 6,5 т с подводными крыльями вместо киля и парусом-крылом, которые могут идти быстрее ветра и разгоняться до 50 узлов (под 100 км/ч), приобрести несколько лодок поддержки, оборудование, содержать тренировочную базу и т. д. Остальные 60% – расходы на зарплаты и гонорары.

Конечно, заработки спортсменов в парусном спорте, даже у его элиты, далеки от тех, что получают хоккеисты и тем более футболисты. Однако зарплата лучших яхтсменов, выступающих на «думающих» позициях тактика или рулевого, может составлять несколько сотен тысяч долларов в год. Так или иначе, эксперты говорят, что бюджет меньше $100 млн сейчас только у Emirates Team New Zealand – и то исключительно за счет меньшей зарплатной ведомости.

В середине января в Окленде начался отборочный этап к финалу – Prada Cup. В нем участвуют три команды: фавориты Ineos Team UK из Великобритании (спонсирует синдикат один из богатейших британцев – Джим Ратклифф, основатель химического гиганта Ineos), Luna Rossa Prada Pirelli Team из Италии (глава – Патрицио Бертелли, генеральный директор Prada Group) и American Magic – New York Yacht Club из США (Дуг Девос из Amway и Роджер Пенске из Penske Corporation). Победитель отбора получит право сразиться в марте с обладателями трофея – новозеландцами. В решающей регате выиграет тот синдикат, что придет к финишу первым в семи гонках.