Выставка Watches & Wonders частично перешла в онлайн

Но многие производители швейцарских часов все еще сторонятся продаж в интернете
Часы из коллекции Hermes H08 / Denis Balibouse / Reuters

В 2021 г. выставка Watches & Wonders, которую Фонд высокого часового искусства (Foundation de la Haute Horlogerie, FHH) традиционно проводил в швейцарской Женеве, частично перешла в онлайн. С 7 по 13 апреля, в первую неделю мероприятия, 38 компаний показывали новые модели часов не в физическом выставочном пространстве, а в цифровом – на платформе watchesandwonders.com. Контент был разнообразный и интерактивный: более 500 пресс-конференций, ежедневное «утреннее шоу» в прямом эфире, шесть панельных дискуссий с экспертами, ток-шоу, вебинары – ну и, конечно, презентации новых моделей.

Впрочем, с 14 по 18 апреля половина компаний-участниц онлайн-части выставки все-таки соберется очно, но не в Женеве, а в Шанхае, в выставочном комплексе West Bund Art Center. Там бренды наконец смогут презентовать новинки вживую в почти привычном формате («почти», так как попасть на пятидневную выставку можно будет только по приглашению организаторов). По словам главы FHH Эмманюэля Перрена, Китай стал единственной подходящей локацией для проведения выставки – только там сейчас возможно организовать мероприятие, не рискуя, что в последний момент оно будет отменено.

Онлайн-формат Watches & Wonders для большинства участников выставки непривычен. Как отмечает агентство Reuters, производители престижных швейцарских часов – к примеру, Patek Philippe и Rolex – отнюдь не приверженцы торговли в интернете и до сих пор полагаются в основном на продажи в традиционных магазинах. Тьерри Стерн, глава Patek Philippe (бренд также участвует в Watches & Wonders), упорно считает, что цифровое пространство не подходит для продаж люксовых часов. «Люди не хотят покупать Patek онлайн. Часы дорогие, и так их красота и магия теряются», – размышляет Стерн. У Hermes иное мнение: этот бренд продает люксовые товары, в том числе часы, онлайн уже почти 20 лет. По мнению исполнительного вице-президента Hermes Гийома де Сейна, отчасти благодаря этой практике часовое подразделение бренда показало в прошлом году результаты лучше, чем по сектору в целом. Кто из них двоих – Стерн или де Сейн – лучше чувствует современного покупателя, покажет будущее, но пока, по оценке аналитика швейцарской финансовой компании Vontobel Рене Уэбера, лишь около 2% швейцарских часов продаются онлайн. Другие эксперты оценивают долю интернет-продаж в 7–9%, указывает Reuters.

Так или иначе, производителям дорогих часов уже пришлось адаптироваться к новым условиям, продиктованным пандемией COVID-19. В 2020 г. многие офлайн-магазины были временно закрыты, а Watches & Wonders наряду с базельской Baselworld (это две крупнейшие в мире ежегодные ювелирно-часовые выставки) отменены. Чтобы оживить продажи в текущем году, организаторы Watches & Wonders, которую Перрен называет «неделей моды в мире брендовых часов», и решили опробовать новый для себя формат (та же судьба постигла, впрочем, и показы коллекций многих модных домов). Тем более что продавать люкс в интернете, несмотря на опасения производителей, все же возможно. Во всяком случае платформы для перепродажи подержанных часов, такие как WatchBox или Watchfinder, чувствуют себя неплохо. Генеральный директор WatchBox Джастин Райс оценивает рынок подержанных швейцарских часов в $16 млрд, а его рост – в 25% в год.

Не как заведено

В офлайне Watches & Wonders проходила с 1990 г. и до 2020 г., называлась Salon International de la Haute Horlogerie (Международный салон высокого часового искусства, SIHH). Нынешняя же выставка описывается как «крупнейшее мероприятие, посвященное часам, которое когда-либо проходило онлайн». И этот «салон» стал не только первым для Перрена в роли главы FHH (он занял пост в июле 2020 г.), но и, по его словам, самым насыщенным по составу в своей истории. По данным Financial Times (FT), нынешнее количество участников Watches & Wonders вдвое больше числа брендов, которые собирались представлять новинки на не состоявшейся выставке в 2020 г., и немного превышает уровень 2019 г. (тогда участвовали 35 компаний). Некоторые весомые игроки, среди которых, например, те же Rolex и Patek Philippe, а также Chanel, Chopard, Tudor, бренды LMVH (Louis Vuitton, Bulgari, Zenith и Hublot) и бренды Richemont (Cartier и IWC), переметнулись к Watches & Wonders от конкурента – старейшей в мире часовой выставки Baselworld (ее, кстати, все-таки планируют провести в традиционном формате этим летом, но уже под другим названием – HourUniverse).

На подготовку к онлайн-презентациям у брендов было несколько месяцев – решение о переходе в онлайн было принято только в ноябре прошлого года, рассказал Перрен в интервью FT. Глава FHH остался настолько доволен результатом, что в будущем планирует совмещать онлайн- и офлайн-форматы выставки. «Мы поняли, что удаленно можно сделать гораздо больше, чем нам казалось возможным», – рассказал организатор FT.

Часовые чудеса

Что касается трендов, то на них коронавирус влияния не оказал. Да и не мог – многие новинки Watches & Wonders 2021 находились в разработке задолго до пандемии. Но актуальности и яркости от этого не потеряли.

В частности, седьмой год подряд (зато впервые на Watches & Wonders) бренд Bulgari ставит рекорд, представляя самую тонкую в мире модель часов с вечным календарем Octo Finissimo Perpetual Calendar, на этот раз с толщиной корпуса всего 5,8 мм, а механизма BVL 305 – и вовсе 2,75 мм (состоит он при этом из 408 деталей). Вечный календарь Octo Finissimo потребует ручной корректировки лишь в 2100 г. Из-за сложного устройства часов в год будет изготавливаться не более 50 экземпляров.

Еще одна яркая новинка – часы Louis Vuitton Tambour Carpe Diem за 400 000 фунтов ($549 000). Модель декорирована черепом и змеей, которые по команде владельца оживают на 16 секунд: змея показывает время движениями хвоста и головы, а череп опускает нижнюю челюсть, открывая слова carpe diem (лат. «лови момент»).

Бренд Vacheron Constantin представил три модели Historiques American 1921 – версии одной из своих знаковых моделей, выпущенной 100 лет назад. По слухам, изначально модель предназначалась для водителей: благодаря циферблату, расположенному под углом, удобно проверять время, не отрывая руки от руля.

Несмотря на опасения, что пандемия не позволит брендам разработать полноценные коллекции новых моделей, такую в день открытия Watches & Wonders представил Hermes. Называется коллекция Hermes H08: «0 – ничего, 8 – бесконечность», – объясняет название руководитель часового подразделения Hermes Лоран Дорде. Линейку из трех мужских моделей бренд описывает как «спортивную по духу, но не обязательно по функциональности». Помимо H08 Hermes продемонстрировал карманные часы Arceau Pocket Aaaaargh! с головой тиранозавра на крышке – это новое прочтение модели Arceau, разработанной в 1978 г.

Chanel показала капсульную коллекцию J12 из четырех моделей, вдохновением для которой стала культура электронной музыки 1990-х. Бренд Oris окрасил циферблаты коллекции Cotton Candy пастельными цветами, а Piaget добавил знаменитой «коктейльной» Limelight Gala камни всех цветов радуги. TAG Heuer обновил коллекцию спортивных часов для подводного плавания Aquaracer. Jaeger-LeCoultre продемонстрировал модель Quadriptyque за 1,35 млн евро с четырьмя отдельными функциональными циферблатами (это первые в мире подобные часы), вечным календарем, информацией о лунных циклах и прогнозами суперлуний и затмений. На разработку модели ушло более шести лет. Таких будет произведено всего 10 штук.