Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашев: «Важно развивать в России понятие мультикультурности»

Самые успешные якутские режиссеры о своих фильмах и российской киноиндустрии
Режиссеры Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашев/ Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Фраза «якутское киночудо» уже давно и прочно закрепилась в культурной повестке России. Фильмы местных режиссеров опережают в локальном прокате голливудские и общероссийские хиты. По итогам 2022 г. в топ-10 самых кассовых фильмов в якутских кинотеатрах попали сразу шесть якутских фильмов, следует из данных «Бюллетеня Института кино НИУ ВШЭ». Два из них возглавили топ-3 рейтинга. Комедия «Зина и Леха: Операция «Хвост и вымя» (сборы – 14,9 млн руб.) и спортивная драма «Джулур: мас-рестлинг» (12,8 млн руб.) оставили позади голливудский релиз «Человек-паук: Нет пути домой» (10,6 млн руб.).

В копилке якутских режиссеров – коллекция Гран-при крупнейших российских фестивалей и призы международных смотров. Львиную долю наград завоевали всего два режиссера – Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашев. На счету Давыдова среди прочего Гран-при «Кинотавра-2020» за фильм «Пугало». А «Черный снег» Бурнашева в 2020 г. взял Гран-при «Окна в Европу». Кроме того, триллер «Айта» Бурнашева (приз за режиссуру фестиваля «Зимний-2022») собрал 26,4 млн руб. и стал самым кассовым якутским фильмом за всю историю.

Картина «Айта» вышла во всероссийский прокат в марте 2023 г., а полгода спустя попала под запрет. В сентябре она пропала с видеосервисов, после того как Роскомнадзор выявил в ней признаки национализма. Затем Минкультуры отозвало прокатное удостоверение. Режиссер Бурнашев настаивает, что посыл его фильма «абсолютно противоположен» тому, что ему приписывают: это кино «про недальновидность сепарации».

В интервью «Ведомостям» самые успешные якутские режиссеры рассказывают о своем втором совместном фильме – «ЭТ» (оригинальный проект видеосервиса Wink), который сейчас идет в прокате и выйдет на платформе 9 ноября. А также делятся своими версиями о причинах взлета якутского кино и рассуждают о том, как творчество могло бы способствовать сохранению идентичности народов России, с одной стороны, и развенчанию мифов – с другой.

«Нынешние якутские режиссеры – это современные олонхосуты»

– Вы дружите, вместе работаете, но вы очень разные режиссеры. Дмитрий создает больше философские притчи, психодрамы. Степана называют якутским Тарантино, брутальным хоррор-мейкером. И вот вы снимаете как режиссеры уже второй раз вместе. Сначала был альманах «ЫТ», теперь – «ЭТ». Как вам работалось вместе?

Степан Бурнашев: Я исходил из своего предыдущего опыта работы над альманахом «Хара Дьай» с Евгением Осиповым. Мы тогда вдвоем режиссировали. Это оказалось неудобно. И когда я предлагал снимать альманах Диме, мы решили разделиться. Те истории, которые написал Дима, он и снимает, я на них второй режиссер: организовываю, помогаю. И наоборот. Но мы поддерживаем друг друга, советуемся.

– А кто монтирует?

C. Б.: Обычно я монтирую, причем во время съемок.

Дмитрий Давыдов: Да, это особенность нашей работы – монтаж после каждой смены. И после 18-й финальной смены у нас уже есть черновая сборка фильма.

– Вот это да! И сколько же по времени вы монтируете снятый за один день материал?

С. Б.: Сложно сказать точно. Я иду домой или куда-то, и сразу начинаю складывать только что снятое. Безусловно, это сложно. Но зато есть свежее ощущение, свежая память. Ты точно знаешь, откуда что взять: какие планы, дубли. И собираешь сцену намного быстрее. И еще это помогает избежать проблем в техническом плане. Когда я монтировал Димин фильм «Граница», я обнаружил там технический брак. На следующее утро сообщил ребятам, они сразу пересняли сцену. А представьте, насколько было бы сложнее все это исправлять после завершения всей съемки.

– В вашем новом альманахе «ЭТ» кто какую новеллу снимал? Я примерно догадываюсь по жанрам, но я могу ошибиться, мне это интересно.

С. Б.: Нам тоже интересно услышать ваши догадки...

– Думаю, первую новеллу про смертельную ссору родителей школьников делал Степан, мелодраматическую про внезапную влюбленность соседей – Дмитрий.

Д. Д.: Да. Вообще, во время съемок у нас так хорошо, с опережением все шло по срокам, что появилась свободная смена. Мы за ночь написали сценарий истории человека, который меняет валюту, чтобы успеть заработать... И не успевает. Нам хотелось между драматичными сюжетами дать что-то более легкое. Особенность была еще в том, что у нас было шесть отдельных историй.

– Но во всех предварительных материалах было написано, что их семь. Куда же делся один сюжет?

Д. Д.: Да, одну историю по независящим от нас причинам пришлось убрать...

– Слишком острая была?

Д. Д.: Давайте мы не будем комментировать.

– Много лет мы пишем-рассказываем о мощном развитии якутского кино. И зрительского, и фестивального. Любопытно спросить участников этого процесса, как сегодня вы формулируете для себя, в чем причина этого взлета? И ведь не скажешь, что все якутские фильмы так уж хороши. Но они востребованы своей аудиторией. Да и мировыми киносмотрами.

С. Б.: Попробую ответить. Важно, что в начале нулевых ребята попробовали сделать и показать на большом экране фильмы, снятые на пленку. Полнометражных было немного. В прокат наше кино не выпускали, только спецпоказы. Но ребята, такие как Александр Джурович Данилов – директор Центрального кинотеатра в Якутске, создали свою кинокомпанию «Алмазфильм». С ее помощью режиссер Сергей Потапов снял фильм «Любовь моя». Решились показать его на большом экране. И к изумлению всех – и создателей, и кинотеатра, – народ пошел.

Оказалось, что смотреть на большом экране якутское кино на якутском языке так же круто, как голливудское или общероссийское. Многие это осознали и начали повально снимать. И зритель поначалу повально без разбора шел на все. Постепенно количество переросло в качество.

В основе этого интереса – способность рассказывать истории. Многие связывают ее с существованием эпоса, Олонхо. На протяжении веков сказители ходили из дома в дом и рассказывали суперфэнтезийные истории. «Властелин колец» отдыхает. Они рассказывали эти истории несколько дней, а их слушали. У людей развивалась фантазия, мышление.

– То есть эпос в каком-то смысле подготовил зрителя и его восприятие?

С. Б.: Да, сегодня многие считают, что нынешние якутские режиссеры – это современные олонхосуты, те самые рассказчики. И то, что народ у нас особенно восприимчивый, талантливый на фантазии, связано с воспитанием на мифологии. Поэтому у нас такое число художников, и писателей, и поэтов, вообще креативных людей во всех сферах. А сильный характер и целеустремленность в какой-то мере воспитываются суровым климатом, не слишком комфортными условиями жизни.

– Есть еще версии. Возможно, одна из причин якутского кинобума – это удаленность республики от центра страны. И конечно, вы правы, этические законы и мораль, которая прослеживается во многих фильмах, связаны с древними мифами, близкими и понятными людям с рождения. В этом смысле о ваших «внутренних зрителях» можно говорить как о некоей общности?

С. Б.: Наверное, соглашусь. Еще помогло то, что народ лояльным по отношению к центру страны был всегда. Потому что из центра пришла православная религия. Всех крестили. Но в то же время крещеные люди, помолившись... потом шли и кормили духов леса.

– А местные власти не сильно вас давили?

С. Б.: Было как везде. Больше скажу. Был союз воинствующих безбожников, ну, когда пришел Советский Союз. И вот эти «безбожники» разоблачали и священников, и шаманов. Ездили с гастролями по всем уголкам, собирали людей и устраивали такие разоблачительные шоу с подставными служителями культов. Выходит шаман, начинает свой обряд, у него идет кровь изо рта, и тут врываются энкавэдэшники, его закручивают и показывают, что вот у него ампула с кровью. Вот ведь какой шарлатан. Филиалы этих «безбожников» организовали в Якутии, в Монголии, в Бурятии. Был даже их слет: они съезжались, обменивались опытом. Сейчас читать это смешно и интересно.

– Дмитрий, а у вас какие версии о том, почему в Якутии локальный контент популярен у населения?

Д. Д.: Думаю, главное – это то, что мы отдалены. Сейчас все-таки границы внутри страны сглаживаются. А раньше четко было: московское – «это там, это их», местное – «это здесь, это мы». И телевизор, и сериалы, и кино, и музыка – «не наше». Был большой интерес к своему, здесь рожденному.

Сейчас эти различия все больше микшируются. И у зрителей уже нет строгого понятия, что это наше якутское кино. Я говорю про якутских зрителей. Появился целый пласт аудитории, которая идет на хорошее кино. Не выбирает: российское, якутское. При этом может и не пойти на якутский фильм, потому что он некачественный.

«Сегодня взят курс на бережное отношение к культурам и традициям»

– Мы посчитали, у вас 20 кинокомпаний и продакшенов в регионе работает. Много на почти миллион жителей республики. У вас, получается, не медведи по улице бегают, а люди с камерами?

С. Б.: (Смеется.) По большому счету, это одни и те же люди. Вот компания Bonfire production. Это ребята, собравшиеся вокруг Давыдова. Но эти же ребята потом идут на проекты других студий.

– У каждого из вас есть своя студия. А зачем вы вместе создаете общую компанию «Амма production»?

Д. Д.: Амга – название нашего села, где мы взрастили поколение киношников. И сейчас они самостоятельно начинают там снимать кино. Мы их поддерживаем. Это, например, Женя Николаев, снявший короткий метр «Кукушка», которая удостоена Гран-при на короткометражном конкурсе «Духа огня».

– Этот фильм вообще фестивальный хит.

Д. Д.: Да, сейчас киносмотры в Греции, Венгрии, Франции, Канаде, Италии. Он на основе «Кукушки» снимает полный метр.

– А сколько примерно фильмов в год сейчас выпускают в Якутии?

Д. Д: По-разному. В 2020 г. вышло, по-моему, шесть картин.

С. Б.: Ну, если посчитать, в этом году выходили «Молодость», «Сегодня-прошлое – 2», «Почти как все», «Айта», «Кандидат», «Не хороните меня без Ивана» Любови Борисовой, «Лоокут и Нюргусун» Константина Тимофеева – экранизация драмы Тимофея Сметанина. Также вышел наш с Димой «ЭТ», а до конца года выйдут «Капкан» Никиты Новгородова и «Зина и Леха – 2» Романа Дорофеева.

– А «Белый пароход» Инги Шепелевой считается якутским фильмом или копродукцией? Вы оба там значитесь продюсерами.

С. Б.: Да, мы сопродюсеры. Инга Шепелева и оператор-постановщик Вероника Соловьева родом из Якутии. Шепелева – поэтесса, писательница. Она сняла короткометражку, и ее заметили продюсеры Жан Просянов и Янна Буряк. Они заинтересовались сценарием «Белый пароход». После чего вышли на нас. Съемки же в Якутии, а у нас опыта больше. Подумав, мы согласились участвовать.

– Правда ли, что на якутское кино до недавнего времени в Минкульте вообще денег не давали?

С. Б.: Надо уточнить, просто практически до сегодняшнего дня ни один якутский продюсер самолично не получал субсидию Минкультуры. А «Белый пароход» – наша совместная работа с российскими продюсерами.

Д. Д.: Мы подавали в прошлом году проект «Прозрачные земли» и получили субсидии Минкультуры. Будем снимать кино зимой. Но снимать планируем в России, в Твери.

– А кто продюсер «Прозрачных земель»?

Д. Д.: Александр Хант и компания «Переворот». «Не хороните меня без Ивана» получали финансирование, думаю, прежде всего благодаря продюсеру Ивану Болотникову. Кулуарно нам намекают на негласное правило: если хотите получить финансирование, нужна московская кинокомпания. Сейчас я продюсирую фильм в Туве, мы нашли режиссера. Но все-таки нам нужен московский партнер, через которого будем подаваться. Не знаю, может, пока нет доверия к региональным продюсерам, в то, что они смогут отработать грант?

С. Б.: Мы пытаемся сломать эту стену. Я в прошлом году представил новый проект. Прошел отбор, но до защиты не допустили. Это был сплав жанров: боевика, триллера, мистики, драмы. История о том, как сотрудница Росприроднадзора из Москвы приезжает с проверкой. Ей дают водителя. Как складываются их отношения, а недоверие трансформируется в эмпатию. Кино про встречу разных цивилизаций, культур. Причем на территории современности.

– Примерно про то же и «Белый пароход», и многие ваши картины. Про способ сохранения идентичности и возможность увидеть себя, понять – через глаза другого. Или через конфликт с другим. Важная тема. Можно ли сказать, что кино Республики Саха участвует в сохранении самоидентичности людей, пытается ее осмыслить?

С. Б.: Естественно, в каком-то смысле, наверное, Якутия предъявляет пример всей России – не важно, где ты живешь, какой национальности. Мы живем в одной стране, и важно развивать в России понятие мультикультурности. В нашей стране изначально существует много народностей. Были целые эпохи, когда унификация стирала самобытность культур. А сегодня взят курс на бережное отношение к культурам и традициям. Есть указ президента о том, что сохранение культуры, объединение народов поддерживается на государственном уровне.

Да мне самому интересно и важно понимать – как, чем живут люди в соседних регионах, какие у них проблемы. Из-за долголетнего застоя кинематографа внутри России мы смотрели в основном кино про Москву, Петербург и американские, европейские фильмы. Мы знаем больше о мультикультурных народах в США. Знаем, как живут в Алабаме, Калифорнии, Техасе, а не то, что происходит в Нижневартовске, к примеру, как живут люди во Владивостоке, в Туве, в Дагестане, в Ингушетии, в Якутии.

«Мы пытаемся пробиваться и в российский прокат»

– Интерес европейских кинофестивалей к российскому кино сегодня показательно спал. В отсутствие западных фестивалей, на которых якутское кино было востребовано, как вы строите программу продвижения своих фильмов в условиях нового железного занавеса?

С. Б.: Сейчас сложно. Нередко мы сначала получаем приглашение на крупные кинофестивали, а потом приглашения отменяют. И у меня, и у Димы, и у Любы Борисовой случалось такое. Любин фильм «Не хороните меня без Ивана» в Торонто отобрали, а потом отозвали приглашение.

– А вас приглашали с каким фильмом?

С. Б.: «Айта». Кстати, в Штатах не так сурово. А вот в Европе все очень сложно. И в азиатских странах отбор стал строже, тщательнее для фильмов из России. И вот еще какой казус с азиатскими кинофестивалями. Для них Россия – это Европа. Хотя по географическим показателям Россия по большей части лежит в Азии. И вот на таких фестивалях, кинорынках, как в Пусане, мы пытаемся развеять эти предрассудки. Объяснить, что азиаты в России тоже есть и Россия тоже является частью Азии.

Д. Д.: Нам говорят, в фильме не должно быть госденег и тогда у него больше шансов быть отобранным. Вот у меня, например, в этом году вышел фильм «Молодость» («Эдэр саас»), в январе выпустили его в прокат. Мы пошли следующим путем: взяли пять российских фильмов, и мы просто поехали в тур по Южной Америке.

– Это вы рассказываете про проект «Кругосветка», в котором также приняли участие Антон Бильжо, Александр Хант, Виталий Суслин и др.?

Д. Д.: Да, мы показывали свои фильмы в Перу, Чили, Мексике. Это никакие не фестивали. Просто на автобусе, кинотеатры под открытым небом. И, например, в Перу, мы были в местах, где российского кино никогда не было. А тут и якутское кино смотрели с интересом. А еще «Молодость» мы показывали в университетах: в Нью-Йоркском, Колумбийском и других университетах из ассоциации «Лига плюща». Потом пошли приглашения на небольшие фестивали в Финляндии, в Германии, Котбусе, в Новой Зеландии.

– Степан, у вас более зрительское кино. Какие сборы фильма вы считаете успешными?

С. Б.: До моей «Айты» самым успешным был фильм «Агент Мамба», но он вышел только в Якутии. У них сборы были около 16,5 млн руб. Но мы же понимаем, что у нас в Якутии население около 1 млн. Постоянно живет значительно меньше. Есть проблемы с показами в отдаленных районах. Хочется, чтобы люди на большом экране кино смотрели и там. В советское время я у себя в маленьком селе Соморсун смотрел кино в сельском клубе на большом экране. Привозили бобины, крутили пленку на кинопроекторе.

Д. Д.: В Якутии из примерно миллиона проживающих половина – это якуты. Из этих 500 000, ну, порядка 20% – наши потенциальные зрители. Поэтому 100 000 зрителей, а в деньгах – это примерно 20 млн руб. – это наш потолок. Поэтому, как продюсеру, мне бюджет свыше 3 млн невыгоден. Но хочется же кино и качественно сделать. А как потом эти деньги отработать?

– Как раз к вопросу о бюджете фильмов. Существует миф, что якутское кино очень дешевое в производстве. Средний бюджет примерно 1,5 млн руб. Так ли это и с чем это связано?

Д. Д.: Как продюсер я запускал только что дебютный проект, понимая, что у меня максимум 2,7 млн руб. Выше прыгнуть не могу, потому что мне надо заработать 6 млн руб., чтобы в ноль выйти. Смогу ли я на этом фильме заработать 6 млн руб.? Не знаю, потому что это не коммерческая история, а серьезная психодрама. Это большая проблема. Мы пытаемся пробиваться и в российский прокат. Но вряд ли якутское кино будет в широком российском прокате.

С. Б.: Со временем будет. Над этим нужно работать.

Д. Д.: Это такая вот мечта. А будет ли вторая «Айта» вообще? А может, и не будет. Сейчас мы якутское кино предлагаем и продвигаем в онлайн на платформы.

С. Б.: Еще один плюс показов онлайн – знакомство с новым зрителем. Мы получаем море отзывов. Пишут и те, кто относился к нашему кино скептически: «Оказывается, якутское кино – это что-то стоящее». Они думали, что фестивальные награды дают, чтобы поддержать якутское кино. А потом увидели, что есть и настоящее кино без скидок на «малочисленные народы».

На обсуждении после показа «Нашей зимы» мужчина в возрасте спрашивает: «Степан, когда я раньше смотрел кино с ваших краев, там в основном оленей и чумы показывали. А у вас главные герои живут в квартире. У них даже есть телевизор. Это богатые люди?» На что я ему тогда ответил: «Вообще-то это среднестатистическая семья, у нас есть каменные дома, асфальтированные улицы и машины ездят по дорогам». Так что отчасти фильмами мы развеиваем стереотип про нас у большинства жителей средней полосы.

– Тут важный момент, стирая стереотипы, не потерять свою идентичность. Мне, например, не очень нравится, как ваша новая картина «ЭТ» дублирована на русский язык. Получилось, что звук отдельно от изображения.

С. Б.: Думаю, это потому, что вы уже смотрели много якутского кино с субтитрами. И уже понимаете, как эти люди говорят. Обычный зритель априори, уже порядка 30 лет смотрит все иностранные фильмы в дубляже. Он привык к такому дубляжу, к таким голосам. Поэтому, понимая все минусы, мы пошли сделали дубляж. У многих кинотеатров и платформ это необходимое условие.

«У нас есть свой Абрамович»

– Вы сказали, что бюджет 2,7 млн – максимальный. С учетом того что нужно собрать в 2–2,5 раза больше, чтобы окупить картину в прокате, какова структура финансирования к текущему моменту у якутских кинокартин?

С. Б.: Дима, расскажи как человек, который получал субсидии. А я расскажу как человек, который не получал.

Д. Д.: С позапрошлого года наше правительство, местный минкульт стали выделять субсидии, на которые проводят ежегодный конкурс.

– Там общий бюджет, по-моему, 80 млн руб.

Д. Д.: Да. Правда, в этом году мы увидели только 20 млн руб., на все кино – мизерная сумма. И вот на эти 20 млн руб., если не ошибаюсь, в этом году снимали шесть или семь проектов. С 2019 г. у нас действует частный фонд Sinet SakhaWood. Наподобие «Кинопрайма» Романа Абрамовича. У нас есть свой Абрамович, его зовут Арсен Томский. В фонде проводят свой питчинг, суммы там тоже очень маленькие – до 1,5 млн руб. Но режиссер, который хочет снять и ему не хватает средств, может туда податься.

– Ну и плюс «Кинопрайм».

Д. Д.: Да, два года назад «Кинопрайм» поддержал меня. А потом еще и наш «Белый пароход» прошел экспертное жюри этого фонда.

– Степан, расскажите про свой опыт «человека, который не получал субсидии».

С. Б.: История была такая. Я был в большой долговой яме. И только начал выкарабкиваться.

– Потому что вкладывались в производство своих фильмов?

С. Б.: Да, верно. Это было во времена съемок «Черного снега» и «Проклятой земли». Я ждал фестивалей, чтобы показать картины. А расплачиваться-то с долгами надо. Психологически и эмоционально это вытерпеть было сложно. И другого дохода особо не было... Я халтурил всяко-разно, снимал заказные ролики, рекламу. Но это не те средства, чтобы заплатить миллионные долги.

И тут объявляют конкурс в Sinet и Министерстве культуры. Ну, я думаю, может, дадут мне субсидию, ведь я только что победил на фестивале «Окно в Европу». У меня был сценарий про развод, мне он не очень нравился. Я привлек авторов, и мы сделали другую структуру, другое кино. И мне захотелось его снять. Я подал проект в наш Минкульт. Параллельно подавался в Sinet, и они дали 1 млн руб. И вот у меня есть миллион, бюджет я сильно сократил. Думаю: «Откуда я еще 2,5 млн руб. найду, если у меня долгов пять с чем-то миллионов?»

И вот сидишь с этим миллионом. Отдать обратно? Но я столько ждал, чтобы меня поддержали... Надо быть полным идиотом, чтобы отказаться от своего кино. Решил рискнуть.

Правда, с выходом в прокат фильма «Проклятая земля» все еще больше осложнилось. Я рассчитывал, что этот фильм соберет кассу. А он отработал в минус. И тут у меня на подходе «Черный снег» про то, как человек 40 минут отгрызает себе руку, застрявшую под машиной. Никакой уверенности, что фильм будут смотреть. Но «Черный снег» в итоге выстрелил, неплохо собрал, несмотря на ограниченный прокат. Плюс фестивали, онлайн-платформы. И благодаря «Черному снегу» я наконец расплатился с основным долгом.

– В Якутии снимают кино во всех жанрах. Но есть какие-то жанры, которые востребованы в наибольшей степени? Может быть, комедии?

Д. Д.: Как везде – людям хочется отдохнуть, посмотреть что-то незамысловатое, веселое и забыть.

С. Б.: Но оказалось, что и хоррор может быть интересным. А ведь в момент выхода «Черного снега» действительно больше всего собирали комедии. Рекордсменами были «Агент Мамбо» и «Зина и Леха».

– По итогам 2022 г. в якутском прокате второе место заняла спортивная драма «Джулур: мас-рестлинг», например.

С. Б.: Спорт у нас очень популярен. Было ожидаемо, что фильм соберет.

– А какие триггеры работают в Якутии, помогающие привлечь массовую аудиторию на локальный фильм?

С. Б.: Стараюсь об этом не думать. Кино же создается не за один месяц. И ты не можешь знать, что будет через полтора-два года. «Айту» я снимал в 2021 г., а фильм вышел в прокат в 2023 г. Поэтому я не осмеливаюсь думать за зрителей, за фестивальных отборщиков, что им может понравиться. Отталкиваюсь от самой истории и от своих ощущений. Мне интересно рассказывать. И если я это сделаю от души, все равно кино своего зрителя найдет.

«Внутри республики якутскому кино уже тесновато»

– Специфика киноиндустрии Якутии в том, что режиссеры, которые работают в республике, в основном там и остаются, не уезжают. Наверняка же вас не однажды столичные продюсеры приглашали. А вы остались. Почему?

Д. Д.: В прошлом году мне поступило шесть-семь предложений о съемках сериалов. Правда, признаюсь, крутые продюсеры на меня не выходили. В основном компании, которые с платформами работают. Вот буквально на днях звали на проект: есть сценарий, бюджет, сроки производства, нужен режиссер-постановщик. Я отказываюсь, потому что там история никакая. Не знаю, почему такое пишут, но, видимо, отрабатывают деньги.

В целом наши режиссеры и продюсеры сейчас ищут способы, как выйти к широкому зрителю вне республики. Внутри нее якутскому кино уже тесновато. Есть режиссеры, которые уезжают из Якутии. Режиссер Костя Марсан, который работает в Москве, только что снял триллер «Детектор». Есть сокуровский ученик Айаал Адамов («Белая земля»). На международном кинофестивале в Пусане (Южная Корея) состоялась мировая премьера фильма «Айыы Куо» режиссера Айаала Адамова. И это тоже связано с тем, что профессиональный уровень наших кинематографистов вырос, теперь они конкурентоспособны.

С. Б.: Нередко на меня выходят разные и продакшены, и отдельные люди, тоже в основном с сериалами. И вот, допустим, история слабая, не трогает... Можно было бы переписать ее, переделать! Но нет. Потому что проекты уже утверждены платформой и у каждого столько согласований... Ну заставлю я себя, сниму через силу. Но это почувствует зритель. Не хочу ради заработка обманывать своего зрителя.

– Действительно, на платформах сейчас высокий спрос на сериальное производство. А нет у вас идеи, планов снять для платформы не чужую, а свою историю?

С. Б.: Конечно, есть, и ряд переговоров мы уже провели. Но пока все это пробуксовывает.

– А про что?

С. Б.: Например, я придумал сериал о том, что центры реабилитации наркоманов организовывают особый отдых, такой рехаб в тайге. И у них ломается вездеход, они пытаются как-то выживать. И встречают странного человека. Так завязывается мистическая история с непонятной гибелью ряда героев. Похоже на слэшер, но не совсем. Есть детективная составляющая.

И у меня, и у Димы много идей. И боевик есть, и мистика, и крутая драматическая история. Есть история о пропавшей девушке в деревне. Я придумал это для Якутии, но история универсальная, можно адаптировать ее хоть под Псков, хоть под аргентинскую деревню.

Представители одного продакшена, выслушав мои идеи, предложили три совершенно разные истории объединить в одну. Кстати, вот этим и грешат многие нынешние сценарии – они суперперенасыщенные. Ты читаешь и сразу видишь: сценарист явно вдохновлялся сериалом «Мейр из Исттауна» и фильмами Финчера и понабрали оттуда много всего. Вот у тебя есть сыщик Мейр, но в него еще впихивают эмоционального героя Брэда Питта из фильма «Семь», да, а потом еще черты Энди Дюфрейна из «Побега из Шоушенка». Ну не существует таких людей в жизни. Это синтетический человек, сшитый из кино. И, сняв такую историю, себя обманешь.

– А какие у вас планы по полным метрам?

Д. Д.: Сейчас я занят проектом «Прозрачные земли». На следующий проект буду искать зарубежные деньги, чтобы было совместное производство. Интересно в Скандинавии поснимать. Еще хочется снять в Якутии кино, но не про якутов. В Якутии много коренных народов живет – эвены, юкагиры, эвенки и т. д. Хочется про них рассказать, потому что у них тоже своя культура, своя жизнь. Сейчас пишу сценарий.

– Степан, а на ваши планы по полным метрам как-то повлияло то, что ваш самый успешный фильм «Айта» сначала запретил к показу на платформах Роскомнадзор, а затем у фильма еще отозвало прокатное удостоверение Минкультуры?

С. Б: То, что запретили, это скорее ошибка, которая со временем прояснится и фильм вернется. По крайней мере, я в это верю. Ведь фильм абсолютно о противоположном тому, что ему приписывают, он про недальновидность сепарации. И зритель это понимает. Я верю в то, что человек способен анализировать и думать. Запрет «Айты» не повлиял на мои планы – я и дальше планирую снимать кино в России.