Юрий Кравец: «Только востребованный театр – настоящий»

Директор «Современника» о том, как построить новый театр и сохранить при этом наследие
Директор «Современника» Юрий Кравец/ Алексей Орлов / Ведомости

Театр «Современник» в этом сезоне на слуху – осваивает новые форматы работы со зрителем и одновременно выпускает одну удачную премьеру за другой. Осенью 2023 г. прогремел «Чагин» по новому роману Евгения Водолазкина, в декабре состоялась премьера спектакля Гарика Сукачева «Сашашишин». В 2022 г. театр возглавил Юрий Кравец, до этого занимавший пост директора театра Et cetera, еще раньше – МХТ имени А. П. Чехова.

В интервью «Ведомостям» Кравец рассказал, чему его научила работа рядом с легендой – Олегом Табаковым, о новшествах в репертуарной политике, а также о том, почему важно сохранять творческое наследие «Современника» и его основателей.

«Надо ставить хорошие спектакли»

– Вы пришли в «Современник» полтора года назад. И вам досталось непростое наследство: после Галины Борисовны Волчек театром недолго управлял Виктор Рыжаков, при этом ломка старого репертуара и всего управления при нем была кардинальной. Как вас приняли в театре, что вы поняли сразу, как вошли?

– Когда я сюда пришел, в театре было двуначалие – художественный руководитель и директор. И у того и у другого был контракт с учредителем – Департаментом культуры города Москвы. Теперь в театре единоначалие – только директор театра отвечает за все перед учредителем и зрителями. Это изменение произошло по инициативе учредителя театра. Есть также художественный совет, он является совещательным органом и назначается директором. Все члены худсовета – звезды «Современника» разных поколений, председатель – Владислав Ветров. Одно «но» – все с разными точками зрения на любой вопрос. (Смеется.) Но в результате жарких споров и голосований, которые иногда длятся по три-четыре часа, все решается, мы находим общий выход.

Что касается того, как приняли, – я не почувствовал в свой адрес никакого негатива. Что я сразу понял: здесь, с одной стороны, очень сильная, разножанровая труппа, а с другой – профессиональная администрация. Мой опыт руководящей работы в 24 года позволяет объективно это оценить. Я познакомился со всеми, посмотрел все, сам рассказал, чем дышу. Мне кажется, мы нашли общий язык. До меня здесь работали люди, создавали успех театра «Современник». Моя задача – продолжать и помогать.

– Что обсуждаете и о чем спорите на худсовете?

– Абсолютно все, что касается творчества. Мне изначально хотелось, чтобы худсовет не был формальной историей. И мнение каждого очень ценно. Я стараюсь советоваться с ними во всем, иногда мы вместе даже думаем над распределением ролей. Понятно, что это дело режиссера, но иногда они сами просят им помочь. И какие-то на первый взгляд нетривиальные решения «выстреливают». Например, в 2022 г. пришла ко мне Света Иванова и привела с собой Таню Бабенкову: «Смотрите, какая прекрасная Патриция из «Трех товарищей»!» Я был сильно удивлен – актриса сама привела другую актрису на свою же роль. Замечу, звездную роль, в легендарном спектакле Галины Борисовны Волчек. К слову, Татьяна прекрасно ввелась и замечательно играет.

– Есть ли у вас уже понимание, какой театр хотелось бы выстроить и как бы вы хотели, чтобы «Современник» воспринимал зритель?

– Отвечу словами Марины Мстиславовны Нееловой. Так случилось, что лично мы с ней познакомились только в прошлом году, на сборе труппы, потом ездили вместе на большие гастроли в Санкт-Петербург. На пресс-конференции ей задали ровно этот вопрос. Ее ответ меня покорил: «Надо ставить хорошие спектакли, вот и вся программа». И вы знаете, мне то же самое говорил Олег Павлович Табаков. Слово в слово. Именно это главное в театре.

– В этом сезоне прогремели премьеры постановок «Чагин» по Водолазкину и «Сашашишин» Гарика Сукачева. Чья идея была поставить эти спектакли? Были ли какие-то сложности в работе?

– Когда я пришел сюда работать, здесь уже была идея создать режиссерскую лабораторию «Хочу как О. Н.» в память об Олеге Николаевиче Ефремове. Сергей Тонышев пришел к нам сначала с другим названием. А потом вернулся и рассказал, что еще не дочитал до конца «Чагина», но уже точно знает, как его надо ставить. И нас зацепило! С каким азартом и вдохновением он рассказывал, а ведь мы только познакомились, я был просто покорен. Когда позже Сережа показал нам свой эскиз, мы все влюбились в эту идею. И дали добро на постановку. С артистами он тоже нашел общий язык, репетиции шли день и ночь, и казалось, никто не хочет уходить из театра. (Смеется.) Единственная была сложность – продолжительность. Первый акт шел 2,5 часа. И каждое слово, любую сцену было жалко резать.

– Кто в итоге резал все-таки? Вы?

– Упаси бог, я вообще никогда не захожу на территорию режиссера. Это табу. Максимум могу что-то посоветовать. Сережа постарался, и в итоге тайминг уменьшился. «Чагин» пользуется невероятной зрительской популярностью, это та история, которая ведет зрителя за собой. Впрочем, как и «Сашашишин» Игоря Ивановича Сукачева. Его, кстати, обожала Галина Борисовна. И я точно знаю, что у нее с Игорем Ивановичем был разговор по поводу новой постановки. Когда он пришел ко мне, он уже пришел с конкретным предложением. Никогда не забуду его фразу: «Поставить этот роман невозможно, поэтому я хочу это сделать». Игорь Иванович репетировал год, в хорошем смысле – мучительно. У него сумасшедшая фантазия, не все, что он придумывал, реально было воплотить, но мы максимально шли ему навстречу.

Я очень люблю творчество Сукачева. Мы с ним росли в одно и то же время. И я уверен, если ты идешь в «Современник» смотреть высказывание Игоря Ивановича Сукачева, ты не уйдешь равнодушным. Может, он в чем-то наивен, но это попадает в зрителя всегда. А это, повторюсь, самое главное. Театр должен вызывать эмоции.

– Как вы сами оцениваете первые итоги своей работы?

– Я жуткий самоед, и мне кажется, всегда что-то идет не так, неправильно и т. д. Но если попытаться абстрагироваться, то все идет хорошо. Притом что пришел я действительно при сложных обстоятельствах – резкой смене руководства, а это всегда стресс для всех. Кроме того, и это не секрет, – мы тогда сразу потеряли несколько спектаклей, артисты и часть команды ушли за своим лидером. Но мы продолжали работать. К прошлому Новому году успели выпустить детский спектакль «Огниво». Потом потихоньку пошли вперед, выпускали премьеры, делали вводы в старые спектакли. Когда я работал с Олегом Павловичем, а это, конечно, сумасшедший опыт, я навсегда запомнил два момента. Приходишь к нему в 11 утра, даешь расписание театра на день. Он смотрит и, если вдруг видит, что хотя бы один из шести репетиционных залов МХТ имени Чехова не занят, все – нужно бежать подальше. (Смеется.) Он всегда считал, и я с этим полностью согласен, что пустовать репетиционные залы не должны. И второй момент – окна кабинета Табакова выходили в Камергерский переулок. В первую субботу месяца, когда открывались предварительные продажи билетов на следующий месяц, очередь выстраивалась до Тверской. Если он видел эту очередь и если все в театре репетировали, он был доволен.

А еще, знаете, не могу не рассказать – если к нему приходили режиссеры и жаловались, что вот, мол, такой-то артист вечно занят на съемках и вообще его уже другой режиссер хочет в свой спектакль, Олег Павлович обычно кивал, обещал разобраться. А потом мне говорил, что, мол, как же это прекрасно – востребованность его артистов. Мне хочется, чтобы в «Современнике» было так же. Сейчас у нас всего три репетиционных зала, но есть еще фойе. В нем артисты тоже репетируют. А еще иногда в ложе Галины Борисовны проходят читки. Только такой театр, занятой и востребованный, – настоящий.

«Мы – актерский театр»

– Как, в принципе, сейчас выстраивается новая репертуарная политика «Современника»?

– «Современник» – актерский театр. Олег Ефремов говорил, что сперва режиссер должен поработать с актером, а затем уже подключается художники и проч. В нашей лаборатории мы режиссерам говорим: «Вы просто так не приходите – сразу с готовой идеей. Лучше походите в театр, посмотрите на актеров, пообщайтесь с ними». Так, кстати, делал Сергей Тонышев. Он долго выбирал артистов, пересмотрел весь репертуар.

Сейчас Гульназ Балпейсова будет ставить спектакль по пьесе Атола Фугарда «Здесь живут люди». Она познакомилась с Аленой Бабенко и приняла решение ставить именно с ней. Не так давно я говорил с Иваном Стебуновым, сказал, что ему нужно уже сыграть вампиловского Зилова. Он мощный артист, ему подвластны любые жанры. Думаем пока, кому из режиссеров предложить эту историю.

– Что еще в планах на вторую половину сезона?

– «Двое на качелях», как я уже упомянул, – спектакль по пьесе Фугарда «Здесь живут люди». Петр Шерешевский должен приступить к репетициям «Анны Карениной». Я видел его «Бориса Годунова» в Театре наций, и мне кажется, он очень интересный режиссер, с ним хотелось бы отправиться в плаванье. Потом мы начнем репетировать роман Наринэ Абгарян «Симон». Наринэ очень понравилась наша инсценировка. Сергей Тонышев будет ставить роман «Мартин Иден». Мне хочется, чтобы в репертуаре были разные спектакли, чтобы к нам ходил разный зритель, это очень важно.

– Есть ли какие-то тренды у спектаклей, тематика и кастинг, которые гарантируют успех постановки у зрителей? Всегда ли этот принцип срабатывает?

– Определить такую формулу успеха очень трудно. Бывает, известный режиссер, сумасшедший материал, артисты замечательные – и ничего не получается. А бывает, режиссер только начинает, и материал мало кому известен, и артисты совсем молодые, а стреляет так, что уши закладывает.

– Какое количество премьер сейчас выпускает театр в год?

– В 2022 г. мы выпустили пять премьер, в 2023-м – семь. Рост есть, пусть он не только по количеству премьер, но по доходам.

– А какова, кстати, структура доходов театра: сколько приходится на выручку от продажи билетов, субсидии, другие источники?

– На каждый рубль, что нам дает бюджет, мы зарабатываем два с половиной. Плюс гастроли – на выезде мы не продаем билеты, но нам платят гонорарную часть. Есть и спонсорская поддержка, основную часть средств которой мы направляем на заработную плату артистам.

– Много ли и какие спектакли остались от прежнего репертуара?

– Большинство спектаклей остались. Это и «Три товарища», и «Три сестры», и «Пигмалион». При Галине Борисовне были поставлены «Враги. История любви» и «Папа». Они тоже остались и идут. В репертуар возвращается постановка «Двое на качелях», премьера состоится 9 февраля. Некоторые постановки мы, условно говоря, «омолаживаем» – вводим молодых артистов, соответствующих возрасту героев. Но мы очень аккуратно это делаем.

– Расскажите, пожалуйста, кто в новом составе спектакля «Двое на качелях»? Как идут репетиции?

– Еще когда я работал в Художественном театре, частенько сталкивался с артистом Юрием Чурсиным. У него такое же отчество, как у меня. И мы так шутливо раскланивались друг перед другом: «Здравствуйте, Юрий Анатольевич». Какое-то время назад случайно увиделись в том же Художественном театре, и я его спросил, какие у него планы, открыт ли он для предложений. Спросил просто так, ничего не имея в виду. Когда возникла идея возобновить «Двое на качелях», вспомнил этот наш разговор. Владислав Ветров встретился с Юрой, потом пришел ко мне с утвердительным ответом. Вы даже себе не представляете, какое это попадание в яблочко, в десятку. Кстати, я спрашивал Дениса Евстигнеева о том, знала ли Галина Борисовна такого артиста. Оказалось, и знала, и хорошо к Юре относилась.

– Вы будете менять сценографию или режиссерский рисунок?

– Нет, режиссер у этого спектакля один – Галина Борисовна Волчек. Это будет написано в программке. Возвращение этого спектакля в репертуар стало серьезной командной работой. Сценография останется прежней, а вот костюмы поменяются. Художник Павел Каплевич с радостью к ней подключился и привел удивительного художника по костюмам Викторию Севрюкову. Роли исполнят Татьяна Бабенкова и Юрий Чурсин, который стал автором новой редакции спектакля.

– «Двое на качелях» – спектакль-легенда. Про что для вас эта история?

– Это гимн любви. Безоговорочно. Лично я считаю, что, если в спектакле нет истории про любовь мужчины и женщины, его не надо ставить. Это мое твердое убеждение, и пока меня никто не разубедил.

«Веселеньким делом мы занимаемся»

– Этот сезон в «Современнике» проходит под знаком юбилея Галины Борисовны Волчек. Совсем недавно прошла премьера «Дальше – сами». Расскажите, пожалуйста, почему спектакль сняли?

– На самом деле никто спектакль не снимал. Рассказываю по порядку. Задолго до 90-летия Галины Борисовны мы стали думать, как его отпраздновать. Мы долго не могли решить, что будем делать. И вдруг пришла молодежь с видеозаписью 2019 г., где Галина Борисовна говорит, как она любит молодежь, надеется на нее, а потом встает с кресла и произносит: «Дальше сами...» Через неделю ее не стало.

У наших артистов были такие глаза, они так горели этой идеей, привели ко мне Ивана Комарова, режиссера, который делал у нас спектакль про Игоря Квашу. Для каждого из них жизнь Галины Борисовны – чудо. Отсюда возник жанр сказки. На худсовете мы все это с ними обсудили, в конце концов дали добро. Вы не представляете, как в театре все звенело и шумело, репетиции были сумасшедшие. Изначально мы договорились, что они показывают эту работу только 19 декабря, в день рождения Галины Борисовны. Мы оставляем ее в репертуаре, только если поймем, что там внутри зашит целый спектакль.

Итог, который у них получился – со всеми шероховатостями, с затянутым таймингом, – никого не оставил равнодушным. И все же я увидел, что продаваться спектакль не будет. Слишком он «внутрисемейный», я бы так сказал. Я уверен, что театр не имеет права выпускать средние спектакли – тут все избалованы популярностью и полными залами.

Может быть, я наивный человек, но мне кажется, что мы все равно добились очень важного результата. А именно – этот спектакль объединил молодежь и опытных артистов, они посмотрели и увидели друг друга. Завязались многообещающие творческие отношения. Так что «Дальше – сами» – проект, который точно был не зря.

– Для вас лично фигура Волчек что означает?

– Я дважды с ней общался в неформальной обстановке. Не с глазу на глаз, но говорили мы долго. Нас познакомил Денис Евстигнеев, сын Галины Борисовны. Когда я увидел ее глаза, я утонул сразу. Сразу! Это такое сумасшедшее обаяние, такая огромная энергия, в которой ты не можешь не раствориться, не можешь ее не полюбить. Мы говорили на разные темы, и я понял, что она – человек, который всю себя отдает творчеству, этому дому, этому театру. Знает все и про всех.

Вообще, основатели «Современника», включая Олега Павловича Табакова, обладали, на мой взгляд, невероятным чутьем духа своего времени. В любое десятилетие они умели разговаривать со зрителем языком сегодняшнего дня. Оставаясь при этом собой. Это абсолютный феномен. Мир-то вокруг менялся, а интонация современная оставалась неизменной. Этот театр всегда был на полшага впереди зрителя, вел за собой, искал и находил что-то новое. Мне очень хочется, чтобы и без нее, без них «Современник» продолжал это делать.

– Вы почти 10 лет проработали еще с одной легендой – были первым заместителем Олега Табакова в МХТ. Какое влияние на вас оказала личность мастера?

– Олег Павлович всегда говорил: «Не врать! Каждый человек сразу это увидит и почувствует!» Да, есть хитрости, тонкости в общении, но врать нельзя. И еще один завет от него – относись к тому, что ты делаешь для театра, так, как будто ты это делаешь для себя лично. Что-то приобретаешь, о чем-то договариваешься – для театра как для себя. Ведь для себя мы всегда выбираем все самое лучшее, так ведь?

– В театре вы появляетесь как актер в трех спектаклях, которые идут на Малой сцене Художественного. Зачем вам это, с учетом вашей занятости и ответственности на посту директора?

– Я с семи лет мечтал выступать на сцене. И, кстати, был уверен, что буду артистом. Я это знал на 100%. Вообще, я бы назвал себя «творческий работник». Опять же Табаков мне как-то объяснил, почему быть актером для директора хорошо. Потому что через актерство директор знает ситуацию в театре изнутри. Он должен, он обязан знать, чем живет и дышит театр. У кого какие трудности, какие проблемы. В кабинете директора такие вещи отнюдь не всегда проговариваются, здесь все – стратеги. (Смеется.)

– Продолжите фразу: «Быть директором театра – это...» И вторую фразу: «Что значит быть артистом театра?»

– Обе эти профессии поглощают всю мою жизнь. И хочется идти дальше. Как говорил Табаков: «Веселеньким делом мы занимаемся. И нам еще за это деньги платят».