«Поехавшая»: одна на велосипеде, не считая собаки

В прокат вышло сентиментальное роуд-муви о том, куда на самом деле ведут все дороги

Жила-была в Москве девушка Аня (Ольга Лерман, известна по фильму «Калашников» и сериалу «Родком»). Снимала квартиру пополам с подругой (Алина Алексеева, сериалы «Беспринципные» и фильм «Елки-иголки»), держала собаку и работала эсэмэмщицей у гламурной Instagram-блогерши (Instagram принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) Марии Горбань (Мария Горбань, сериалы «Проект «Анна Николаевна» и «Модный синдикат»).

Когда на тридцатилетие к ней никто не пришел, кроме курьера службы доставки (Аскар Ильясов, сериалы «Нулевой пациент» и «Эпидемия») и незваного бывшего (Дмитрий Чеботарев – злодей из «Майора Грома»), Аня решила, что в жизни надо срочно что-то менять. На следующее утро, взяв с собой собаку, она села на велосипед и отправилась в родной Нижний Новгород повидать маму (Елена Яковлева, фильм «Интердевочка» и трилогия о «Последнем богатыре»), которую не видела 13 лет.

В основе фильма – реальная история: в 2017 г. девушка Анна Смолина полгода ездила на велосипеде по России, о чем потом написала книгу. На этом материале режиссер Антон Маслов (сериал «Вампиры средней полосы») снимает сентиментальное роуд-муви – жанр, который в отличие от некоторых иных жанров мирового кино легко ложится на российскую действительность. Страна у нас большая, ехать по ней можно долго. И пока едешь, есть возможность о многом подумать и всякого разного о себе понять.

/ START / Yellow, Black & White

«Поехавшая» – умеренно увлекательное кино с предсказуемо духоподъемным сюжетом. Преодолевая внешние и внутренние препятствия, Аня отважно крутит педали и делится переживаниями с подписчиками в видеоблоге. Общается со случайно встреченными интересными людьми – придорожными проститутками, сильной и независимой дальнобойщицей (Анастасия Светлова, сериал «Напарницы»), бородатым здоровяком Валерой (Виктор Хориняк – Иван из «Последнего богатыря»), который на велике едет в Монголию. Жизнь – это дорога, дорога – это жизнь. Надо пройти свой путь. За кадром звучит романтический саундтрек, с каждым оборотом педалей Аня все больше светлеет душой.

Хоть сценарий и собран из банальностей, действие не провисает и вроде бы нигде не скучно. Чтобы Аня не чувствовала себя одиноко в пути, авторы организуют ей воображаемые диалоги с матерью. Юмористические сцены в фильме соседствуют с остросюжетными. Более того, режиссер приглушает звучание и тех и других, не давая рассказу превратиться в комедию или триллер. Кое-где авторы не брезгуют откровенно шаблонными ходами. «Хуже уже не будет», – говорит Аня, как тут же начинается ливень. На использование этого гэга в кино давно пора наложить суровый мораторий.

/ START / Yellow, Black & White

Главное, что мешает вдохновиться историей героини, – это условность всего с ней происходящего. Зрителя пытаются убедить, что, подобно героям «Уолтера Митти» и «Куда ты пропала, Бернадетт», Аня отважилась на путешествие, оказавшись в экзистенциальном тупике. Однако тупик этот никак не изображается, и сумбурной экспозиции в ресторане для его репрезентации очевидно недостаточно. Авторы настаивают, что, путешествуя, Аня меняет свои отношения с миром. Но, если не принимать всерьез патетичные монологи про «пройти свой путь», которые героиня публикует в видеоблоге, ее внутренняя жизнь скрыта от глаз. А то, что не скрыто, свидетельствует, скорее, об обратном.

Сознательно или нет, у режиссера Маслова получается нелицеприятный портрет современного жителя мегаполиса. Нарциссически зацикленного на своих переживаниях. Желающего «осознанности», но воспринимающего мир исключительно в терминах потребления. Покушающегося на бунт против общественных установок, но жаждущего лишь социального одобрения. Убежденного, что сбежать от собственной пустоты можно, просто переместившись в пространстве – на Гоа, Бали или в Магадан.

Фильм начинается с красноречивой сцены-флешфорварда: Аня едет на велосипеде по шоссе, а за ней скопилась длинная очередь нетерпеливо гудящих автомобилей. Аня не собирается их пропускать. Со счастливой улыбкой она продолжает ехать по середине дороги и кричит от избытка радостных чувств. Она свободна.

Те зрители, которые смогут идентифицировать себя с таким персонажем, получат мотивирующую, в духе времени историю о том, как человек взял и поменял свою жизнь. Те, у кого, несмотря на все старания авторов, сделать это не выйдет, получат, возможно, нечто более интересное – ехидную сатиру на тридцатилетних представителей «креативного класса».