Глава Christie's: рынок современного искусства начал подъем

undefined

Арт-рынок послевоенного и современного искусства заявил себя в этом году как самая привлекательная и быстро растущая ниша для коллекционеров и инвесторов, считает председатель американского отделения аукционного дома Christie's Марк Портер.

"Рынок современного искусства начал цикл подъема. Мы видим, что число покупателей резко возросло - пришло время создавать новые великие коллекции", - сказал Портер в интервью "РИА Новости".

Минувший год был не самым удачным для арт-рынка, на котором Christie's занимает более половины всего мирового оборота. Объем торгов составил $3,3 млрд, что в денежном выражении было почти на треть меньше, чем в 2008 г. Однако уже в первом полугодии нынешнего года общая выручка торгового дома достигла $2,57 млрд. Ноябрьские торги Christie's в Нью-Йорке принесли шесть ценовых рекордов на работы современного искусства. Так, выполненная в технике комикса "Ох...Ладно" Роя Лихтенштейна была продана за $42,6 млн, цены на Александра Колдера, Ричарда Линднера, Марка Танси, Марка Гротьяна и Морриса Луи поднялись на новую высоту.

Цены на холсты импрессионистов выросли так высоко, а работ хорошего уровня на рынок попадает так мало, что эта прослойка коллекционеров стала узко элитарной. В то же время новое поколение состоятельной элиты решило приступить к собранию коллекций своих современников, объясняет Портер скачок спроса на работы современных мастеров.

В нынешнем году впервые были установлены сразу два ценовых пика - "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" Пабло Пикассо была продана на Christie's за $106,482 млн, став самым дорогим произведением искусства за всю историю открытых торгов, "Идущий человек" Альберто Джакометти ушел в феврале за $104,3 млн.

До этого в течение пяти лет абсолютным мировым рекордом считался "Мальчик с трубкой" Пикассо, оцененный рынком в $104,17 млн.

"Появление на рынке США прекрасных коллекций и уникальных работ объясняется вовсе не тем, что их владельцы оказались в затруднительном финансовом положении. Просто в этом году в США были предоставлены налоговые льготы, чем и воспользовались многие продавцы", - пояснил Портер.

По его словам, в 2011 г. Christie's ожидает и больших объемов торгов, и более высоких цен.

"Самые привлекательные инвестиции на арт-рынке - всегда в шедевры мастеров, которые стоят миллионы долларов. За десять лет их цена подрастает на миллионы, в то время как на более скромные работы - лишь на тысячи. Так что можно с уверенностью сказать, что вложение в Пикассо будет всегда очень удачным", - уверен глава торгового дома.

Он не исключает, что будущий год принесет новые абсолютные рекорды на произведения искусства. Любое значимое полотно, которое будет предложено к торгам, безусловно уйдет намного дороже той цены, за которую было когда-то приобретено. "Если на рынке появятся значимые работы Матисса или старых мастеров - Ботичелли, Рафаэля, Микеланджело, рынок, безусловно, будет ожидать новый абсолютный рекорд", - уверен Портер.

Хотя он заметил, что работы великих мастеров уже как правило принадлежат музеям мира, которые не расстаются с шедеврами. "Где-то 95% шедевров приходит на рынок из частных коллекций. Мы допускаем, что, к примеру, в частных поместьях Великобритании еще остались полотна Рафаэля. Но появление их на торгах весьма маловероятно. Сейчас в большинстве стран введен запрет на экспорт из страны шедевров искусства, а при их продаже государство имеет приоритет", - сказал Портер.

Он отметил, что русские коллекционеры занимают значительную нишу в кругу покупателей Christie's и входят в мировую элиту коллекционеров.

"Российские коллекционеры очень быстро отбросили сантименты и включились в самые элитные ниши арт-рынка - импрессионизм и искусство старых мастеров", - сказал Портер.