Бизнес-школы лишаются слушателей

Некоторые российские школы бизнеса с кризисом уже лишились 40% слушателей, другие вообще прекратили набор. Чтобы выжить, оставшиеся должны поменять стратегию

В лучшие годы на программе EMBA Life Work Balance ГУУ было 80 слушателей. Но в последнее время школа теряла позиции и к кризису подошла к критической черте, рассказывает научный руководитель программы профессор Владимир Морыженков. «Только благодаря кризису мы придумали новое видение управленческого образования», – говорит он. Обновленная программа стоит 980 000 руб. (раньше 720 000 руб.), на нее уже набрано 20 слушателей. Процесс построен на освоении 12 ключевых бизнес-процессов и персональном коучинге в 14 профессиональных обучающих сообществах, в которые входят выпускники школы, профессора, а возглавляют их ведущие топ-менеджеры России. Например, заместитель гендиректора СУЭК Анна Белова возглавляет сообщество по стратегии, а Николой Кузнецов, старший вице-президент Внешторгбанка, – финансовое. Если кандидат после обучения на программе получит пост генерального директора, значит, она успешна, говорит Морыженков. Он цитирует Энди Гроува, бывшего главу Intel: «В кризис выживают только параноики» – и добавляет: «Мы сторонники его концепции точки стратегического перелома – на вызовы кризиса отвечать своим вызовом радикальных преобразований. В трудные времена многие школы могут погибнуть, если не предложат креативных решений».

Пессимистов много

Осенний набор заканчивается в сентябре-октябре. Директор программы МВА ЛИНК «Стратегия» Наталья Жаворонкова ориентируется на результат 80% от осени 2008 г. «В лучшие годы у нас одновременно училось 3000 человек, и, даже если самый пессимистичный прогноз оправдается, мы все равно наберем группы», – говорит она. Падение на 30% – оптимистичный сценарий декана школы ИБДА Сергея Мясоедова (набор осенью 2008 г. – 500 человек). А Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям ИМИСП, уточняет, что весной уже произошло сокращение слушателей за счет тех, чье обучение оплачивала компания. По данным компании Begin Group, работодатели платили за треть из 10 000 слушателей, обучающихся в 2009 г. на MBA (поступает ежегодно около 5000). Но в разных школах доля таких слушателей отличается. В ИМИСП ушел каждый третий «корпоративный» студент, что дало падение бюджета примерно на 10%. В 10 школах набора в этом году не будет, по оценкам Begin Group.

В Стокгольмской школе экономики в России, по словам ее представителя Анны Измайловой, заявок уже больше, чем в прошлом году. Не все потом оплачивают обучение вовремя, тем более программу, номинированную в евро, но в школе надеются сохранить уровень прошлого года (в среднем по 35 человек в трех группах). Такие же планы на программах Vlerick Gent, Калифорнийского и Кингстонского университетов. Маргарита Перепелица, руководитель российских программ последнего, объясняет стабильную ситуацию на англоязычных программах растущей потребностью в международной составляющей.

Но это правило работает только с давно присутствующими на рынке программами. Например, программа бизнес-школы МФПА и Университета Бедфордшира (Великобритания) не может начаться второй сезон.

По российским стандартам на программе MBA должно учиться не менее 20 человек, поэтому первыми жертвами кризиса станут школы, которые до кризиса набирали одну группу: даже незначительное падение спроса чревато отменой программы. Такие программы занимают около 35–40% рынка, по оценке Мясоедова.

Особенностью осеннего набора стало то, что при падающем спросе школы не могут повышать цены, как они традиционно делали все последние годы. Сейчас они на уровне осени 2008 г. Корреспондентам «Ведомостей», обзвонившим несколько бизнес-школ в Москве, везде пообещали дополнительные скидки и рассрочки.

«Ищет новую бизнес-модель» «Синергия», – говорит первый проректор школы Светлана Жильцова, что предполагает поиск стратегического или портфельного инвестора. Диплом MBA для малого и среднего бизнеса «по специальным ценам» здесь можно получить по антикризисным ценам (80 000–100 000 руб.). Средняя цена на рынке – от 400 000 руб.

Дешевле или креативнее

Леонид Евенко, президент РАБО, призывает всех, кто хочет спастись, сменить бизнес-модель. «Все пять лет до кризиса мы росли без каких-либо усилий минимум на 15%. Теперь надо менять стратегию и оптимизировать бизнес», – призывает Евенко. «Сокращайте расходы, удешевляйте программы, дробите их на сегменты», – советовал он.

По этому пути пошли ВШМБ, «Мирбисе», ИБДА, бизнес-школа ВАВТ и некоторые других. «Теперь у клиентов есть выбор – взять сразу целиком программу или собрать ее по частям, как конструктор Lego, оптимизировав временные и финансовые издержки», – говорит Сергей Мясоедов из ИБДА.

«Я не верю в то, что человек сам выберет нужную себе программу или модуль. Чаще всего люди не знают, чего им не хватает и чему надо учиться», – возражает Владимир Морыженков. Подсказать это и, самое главное, – помочь усвоить в его программе задача для профессиональных обучающих сообществ и коучинга.

По этому пути пошли в Кингстонском университете. С осени в EMBA-программу, в том числе в России, интегрированы профессиональные консультанты. По словам профессора Роберта Блэкберна, директора отдела исследований факультета бизнеса и права университета, во времена рецессии в Великобритании растет число людей, которые хотят начать свой бизнес. «Опытный коуч может стать и «резонатором» для предпринимателя и помочь воплотить проект», – добавляет профессор Блэкберн.

Слабые проиграют

Клиенту будет непросто разобраться в предложениях на рынке, тем более что разнообразие было и раньше, объясняет ситуацию Наталья Жаворонкова. Слабые проиграют, сильные выиграют, считает она.

Для работодателей российский диплом до кризиса был не важен. Наталия Стрелкова, директор по персоналу «МТС Россия», говорит, что западный диплом МВА также перестал быть весомым фактором для приема на работу. К кандидатам с российским дипломом МВА отношение не изменилось.