Куда девались безработные

Вопреки всем законам безработица в России падает все быстрее

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ)

Экономически активное население

За первую неделю октября официальная безработица обновила рекорд по темпам снижения, следует из данных мониторинга Минздравсоцразвития. К 7 октября в службах занятости официально было зарегистрировано 2,03 млн безработных – на 1,2% меньше, чем неделей ранее (за предыдущую неделю снижение составило 0,9%). Снижение зафиксировано в 73 (из 83) субъектах Федерации. Даже в Москве впервые с начала кризиса число безработных снизилось на 34 человека до 60 281 человека. В октябре 2008 г. в столице было зарегистрировано около 18 000 безработных.

Таким образом, с конца апреля (пик роста) уровень официально регистрируемой безработицы в России упал на 11% (на 253 000 человек). По данным исследования Росстата, с февраля (пик роста) к началу сентября общая безработица (выявленная посредством опросов по методологии МОТ) снизилась еще более радикально – на 1,1 млн (15%) до 6 млн человек.

В сентябре Минэкономразвития прогнозировало среднегодовой уровень общей безработицы в 2009 г. в 6,8 млн человек, а регистрируемой – в 2,2 млн. Глава Роструда Юрий Герций предполагал, что регистрируемая безработица в силу сезонного фактора осенью начнет расти и к концу года достигнет 2,5 млн человек.

По мнению директора Независимого института социальной политики Татьяны Малевой, вопреки законам сезонности до конца года регистрируемая безработица не будет расти вовсе. На ее взгляд, для этого есть две причины. С одной стороны, под жестким административным давлением региональные власти просто не будут регистрировать безработных: этим летом премьер Владимир Путин дал понять губернаторам, что если спад производства можно списать на кризис, то рост безработицы будет наказуем. С другой стороны, росту безработицы препятствуют лишь недавно заработавшие программы поддержки занятости: находящимся под риском увольнения предлагается различного рода временная работа. По мнению Малевой, эти меры будут лишь затягивать выход экономики из кризиса.

Директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон не спешит с радикальными выводами. По его мнению, ежегодные сезонные колебания на рынке труда не отменить: общая безработица будет расти по мере того, как летне-осенняя активность на рынке труда станет идти на убыль. Для снижения безработицы могло бы быть три пути.

Во-первых, безработные могли бы находить новые рабочие места в организациях, говорит Гимпельсон. Но, по данным Росстата, в августе было принято на работу 2,5% списочной численности работников, а выбыло по различным причинам 3,1% списочной численности работников. И это продолжение давней тенденции сокращения рабочих мест.

Во-вторых, по мнению Гимпельсона, люди могли предпочесть экономически неактивное состояние: кто-то – уйти на пенсию, кто-то – учиться, кто-то – стать домохозяйкой. Однако, по данным Росстата, в августе численность экономически активного населения была выше, чем в мае, на 0,7 млн человек, или на 0,9%. Ведь летом люди традиционно выходят из состояния неактивности, отправляясь на сельхозработы, оживляются торговля и строительство.

Остается третий путь – уход безработных в неформальный сектор экономики (мелкая торговля, ремонт, частное строительство, простейшее индивидуальное предпринимательство и т.д.). По данным Росстата, этот сектор на протяжении последних восьми лет растет: с 2000 по 2008 г. его размер увеличился с 12% до 20% занятого населения. По оценке Центра трудовых исследований - до 30%. Именно неформальный сектор сегодня во многом способствует снижению уровня безработицы в стране, считает Гимпельсон. Однако его дальнейшее развитие – шаг для российской экономики в XVIII век.