Статья опубликована в № 2465 от 15.10.2009 под заголовком: Двадцать дней на стратегию

Российские компании увлеклись проведением конкурсов новых идей

Российские компании увлеклись проведением конкурсов новых идей. Но до показателей мировых лидеров по инновациям им пока далеко

Даже чтобы попасть в число участников конкурса «Новые люди. Новые идеи» Московской школы управления «Сколково» и Сбербанка, опытным специалистам в финансовой сфере придется напрячься не на шутку. Им нужно до 1 ноября 2009 г. составить и передать организатору конкурса эссе на тему «Инновационная финансовая стратегия развития России». Даже формальные требования к этой работе не выглядят простыми: нестандартный подход, глубокое знание финансовой отрасли, четко сформулированные предложения. Работа должна содержать описание задач, сроков, необходимых ресурсов и запланированных результатов, рассказал на пресс-конференции, посвященной началу конкурса, председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Пятеро смелых

Организаторы надеются привлечь к участию гендиректоров компаний и руководителей подразделений, финансовых директоров, главных бухгалтеров, руководителей финансовых и аналитических служб. Первоначальный отбор пройдет с 1 по 10 ноября, после этого этапа на дистанции останется не более 50 участников. Их работы будет оценивать конкурсный комитет, в который пока вошли Греф, министр финансов Алексей Кудрин, директор по персоналу Сбербанка Сергей Горьков, декан «Сколково» Вилфрид Ванхонакер и управляющий директор Credit Suisse в России Фаузи Кириякос-Саад. Каждый из членов конкурсного комитета познакомится с работами не более 10 участников и выберет пять лучших до 1 декабря 2009 г. Затем финалистов протестируют в «Сколково» и выберут пять победителей, которые получат право бесплатно обучаться по программе Executive MBA стоимостью 90 000 евро.

Главное, что получат победители, – возможность реализовать свои возможности и идеи с помощью «Сколково» и Сбербанка, сказал президент «Сколково» Рубен Варданян. Времени на последующую доработку лучших идей будет немного. Срок начала реализации планов фиксирован – I квартал 2011 г.

Даешь идеи

В компании MTC программа «Фабрика идей» действует c мая 2008 г. Опыт ее организации президент МТС Михаил Шамолин позаимствовал в McKinsey, в которой он начинал карьеру.

Консультанты понимают, отметил Шамолин, что в любой крупной компании есть много мелких недоработок, а значит, и возможностей оптимизации. У руководства компании до этого руки не доходят, но, если направить на них «энергию народа», эффект от большого числа небольших улучшений в масштабе компании может быть велик, отметил он. Помимо экономических результатов подобные программы создают нужное движение внутри компании, мотивируют сотрудников к эффективности, говорит Шамолин.

В McKinsey подобные программы называют Total Operational Performance (TOP). В МТС тем не менее напрямую чужой опыт не копировали. На доводку системы до работоспособного состояния ушло примерно полгода: первые месяцы сотрудники были малоактивны, отметил Шамолин. Сейчас эксперты рассматривают примерно 100 хороших идей в месяц. Хотелось бы увеличить этот показатель хотя бы до 200, надеется Шамолин, поскольку возможности для роста есть.

В японской Toyota, например, подобной программой охвачены буквально все сотрудники, и количество полезных предложений может превышать 20 000 в месяц. «Сотрудники же российских компаний привыкли фокусироваться на выполнении основных обязанностей», – говорит он.

Доходная труба

В МТС поняли, что необходима инфраструктура или механизм для работы с инициативами сотрудников: она включает в себя группы офицеров по инновациям и экспертов, систему подачи заявок, их отбора и реализации, систему мотивации, а также схемы тиражирования предложений сотрудников на другие регионы и больший масштаб, отметили в МТС. Офицеров по инновациям девять, главная их функция – сопровождение идей сотрудников и представление их специальным экспертным советам, объяснил Шамолин. Одобренные идеи попадают в профильные подразделения, находят отражение в их планах и бюджетах. Лишь после того как изменяются планы и перераспределяются индивидуальные ключевые показатели эффективности (КПЭ), предложения сотрудников получают путевку в жизнь.

Если экономический эффект от внедрения идеи превышает $50 000, ее автор получает денежную премию от 50 000 до 260 000 руб. Идеи, экономический эффект от внедрения которых оценить затруднительно (например, предложения по улучшению стандартов обслуживания), могут быть отмечены ценным призом. Оценивают инициативы сотрудников офицеры по инновациям и экспертный совет, включающий функциональных директоров. С мая 2008 г. «Фабрика идей» переработала 1165 различных инициатив. Пройти первоначальный отсев удалось 594 из них, возможный экономический эффект от внедрения оценивается в $55 млн за три года. Эффект от более чем 80 уже реализованных идей составил $8,6 млн, утверждают в МТС.

Наиболее ценные идеи, как правило, несложны, их можно применить в бизнесе любого сотового оператора, поэтому, по словам представителя МТС, самые простые идеи составляют самую большую тайну. Но даже среди тех предложений, о которых в МТС могут говорить, есть довольно прозрачные, например создание отдельных виртуальных университетских сетей связи с низкой стоимостью услуг внутри сети. Еще одна полезная идея – закладывать в грунт вместе с кабелем специальную полимерную трубу, свободное место в которой можно сдавать в аренду. Эффект от внедрения первой идеи оценивается в $30 000 c каждого вуза. Расчетный эффект второй может достигать $1 млн в год, отмечают в МТС.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать