Кризис сильно ударил по имиджу менеджеров


Кризис сильно ударил по имиджу менеджеров. Иначе и быть не могло: слишком много средств вкладывалось в создание мифов о «Великих Менеджерах», приносящих инвесторам максимальную прибыль независимо от состояния рынка. Интересно, что устойчивый миф создается без всякого учета реальности. Вера в то, что есть такие чудесные люди – менеджеры, которым можно доверить кошелек, а потом не уставая считать прибыль, не опирается ни на общественно-политическую ситуацию, ни на состояние рынка товаров и услуг, ни на рынок труда.

Менеджмент определяется как научно-практическая деятельность и подчиняется определенному количеству системных законов. Взять, к примеру, действующий во всех странах мира и в любых организациях, но постоянно забываемый в России закон Бира: «Нельзя улучшить работу организации, улучшая работу одного ее элемента». Известно так же, что любой менеджер располагает ограниченным количеством рычагов воздействия, в то время как количество возможных воздействий на управляемую им организацию неизмеримо больше, чем то, что есть у него. В этом смысле управление атомным авианосцем гораздо проще, чем средним бизнесом. Командир корабля располагает математическим описанием своих средств воздействия (оружие), средств противодействия (оружие противника) и постоянно обновляющейся информацией об их местонахождении. Среди его рычагов воздействия на подчиненных – даже право расстрела в случае неисполнения приказа. Любой топ-менеджер мечтает хотя бы о малой доле тех возможностей, которые есть у командира авианосца, потому что менеджеру приходится иметь дело с людьми в гораздо большей степени, чем командиру корабля. Менеджер общается с инвестором-хозяином, подчиненными и покупателями. У каждого из этих людей есть потребности и мотивы, своя картина мира и своя правда, так же как и у менеджера. Успешно взаимодействовать можно тогда, когда удается эти правды как-то согласовать. Чего хочет любой инвестор? Он хочет за небольшие деньги в короткое время получить максимальную прибыль. Нормальный менеджер хочет за большие деньги и большее время получить меньшую прибыль. Чего хочет топ-менеджер от подчиненного? Чтобы тот «раньше начал, позже закончил, желательно без обеда» и работал бы таким образом за небольшой оклад и без бонусов. Подчиненный хочет гарантированной занятости, максимальной оплаты труда и максимальных бонусов при минимальной нагрузке. Чего хочет от покупателя топ-менеджер? Ажиотажного спроса. Покупатель при этом хочет на грош пятаков. Эти разнонаправленные интересы менеджеру необходимо постоянно согласовывать, искать и находить компромиссы. Только в этом случае он удержится в своем кресле.

Есть особые рынки и товары, где не все так сложно. Существует пять факторов, которые облегчают менеджерам жизнь:

себестоимость товара в разы меньше, чем его рыночная цена (например, нефть);

товары постоянного массового спроса (хлеб, электроэнергия и т. п.);

когда организация – монополист или занимает существенную долю рынка («Газпром», РЖД);

когда организация аффилирована с государством или пользуется его полной поддержкой (Airbus);

если организация обладает достаточными ресурсами для создания потребностей покупателя – в таких организациях основную массу прибыли направляют на рекламу, создание массовой потребности у покупателей (финансовые пирамиды, мода).

Все эти факторы резко минимизируют бизнес-риски и дают менеджерам огромные дополнительные ресурсы управления: можно подбирать лучшие кадры, покупать чиновников и т. п. Жизнь менеджера, если в его работе есть хотя бы часть вышеперечисленных факторов, нельзя даже сравнить с жизнью преобладающей массы менеджеров, этих райских условий не имеющих. Однако именно о менеджерах, находящихся в привилегированных условиях, пишут как о героях нашего времени и создают мифы. В России в эту категорию попадают, например, руководитель «Газпрома» А. Миллер, руководитель РЖД В. Якунин и др. Дальше идут менеджеры крупнейших компаний России. Понятно, что их «великость» – результат тех специальных условий, в которых они работают.

В мире и в России реально существуют менеджеры, которые работают в обычных условиях и создают эффективные организации за счет своего ума и таланта. Тем не менее менеджер – массовая профессия. Нельзя от массовой профессии ожидать массовой гениальности. В лучшем случае менеджер – это хорошо обученный профессионал с достаточным опытом работы. Мифы необходимы хотя бы потому, что дарят надежду. Кризисы возвращают нас к горькой реальности.