Зачем бизнесу картины

Российские компании воспитывают у сотрудников и клиентов любовь к живописи.
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
В. А. Серов «Похищение Европы», 1910г.

Похвалиться редкой коллекцией живописи могут не только менеджеры Федеральной резервной системы (ФРС) США, которые за 35 лет собрали коллекцию из 450 полотен американских художников XIX-XX вв. Как удалось выяснить "Ведомостям", в отечественных компаниях изобразительное искусство любят не меньше.

Покупают сами

Русскую живопись начала прошлого века можно увидеть в главном офисе "Юникредит банка" на Пречистенской набережной. По словам Ирэн Шкаровской, директора департамента корпоративного имиджа и коммуникаций банка, там хранятся и выставляются скульптурные, живописные и графические работы русских художников 1920-1930-х гг. "В коллекции есть несколько настоящих шедевров мирового уровня, - утверждает Шкаровская. - Например, работы Александра Древина "В горах Армении" и "Пейзаж с железнодорожным мостом" середины 30-х гг., портрет Даниила Черкеса "Женщина в веках" или "Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем" Надежды Удальцовой, копия которого хранится в Третьяковке.

"Для банка было важно сохранить эти произведения, чтобы следующие поколения могли их оценить", - гордится Шкаровская, признавая, что "настоящее искусство всегда было и остается выгодным средством вложения капитала". Официальная оценка собрания "Юникредит банка" никогда не производилась. "Учитывая, что с 90-х гг. рынок российского искусства существенно вырос, те картины, которые в 1995 г. можно было приобрести по цене $10 000, сейчас оцениваются в среднем в 300 000-600 000 евро и более", - уверена Шкаровская.

Берут в аренду

Произведения современного искусства можно рассмотреть в главном офисе "Вымпелкома". "Мы стараемся создать в нашем центральном офисе творческую атмосферу, поэтому в течение нескольких лет сотрудничаем с "Галереей Айдан", которая любезно предоставляет нам произведения искусства для украшения офисных помещений, в основном зон отдыха и общения сотрудников", - рассказала руководитель службы корпоративных коммуникаций компании Елена Прохорова. По ее словам, выставляются преимущественно произведения молодых перспективных российских художников, мастеров графики и фотографии. "В каком-то смысле можно сказать, что эти картины выполняют функцию эстетического воспитания и образования", - поясняет Прохорова.

Создают музеи

Главный владелец и председатель координационного совета компании "Акрон" Вячеслав Кантор свою коллекцию живописи в офисе не показывает - еще в 2001 г. он основал музей искусства авангарда (МАГМА). Сейчас его коллекция насчитывает более 300 произведений искусства, в основном это картины известных русских художников еврейского происхождения - Лeoна Бакста, Владимира Cерова, Марка Шагала, Хаима Сутина, а также ныне здравствующих Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Эдуарда Штейнберга, Виктора Пивоварова, Юрия Купера. По словам Кантора, картины приобретались на западных аукционах, в частных коллекциях и в семьях художников. Музей, отмечает он, пока можно назвать "передвижным": первая бесплатная выставка малой части коллекции (39 картин) состоялась в 2009 г. в Женеве, во Дворце наций ООН, в дальнейшем также планируются выставки по Европе и Америке. "Музей не преследует никаких иных целей, кроме просветительских, а самой главной задачей является воспитание чувства толерантности в мегаполисе", - подчеркивает главный владелец "Акрона".

Стратегические коллекции

Картины известных мастеров в кабинетах топ-менеджеров появляются не случайно. "Первый мотив – чисто эстетический, человеку действительно нравится то или иное направление в живописи, и ему комфортно работать в такой обстановке", - размышляет гендиректор компании "Экопси консалтинг" Павел Безручко. Второй мотив – желание показать свой статус, значимость, способность заплатить большие деньги, отмечает он. Третий, на его взгляд, – картины могут быть просто элементом декора и создавать приятную обстановку для VIP-клиентов.

Гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко считает, что коллекции произведений искусства могут оказаться для бизнесменов не роскошью вовсе. "Во-первых, картины способны "очеловечить" офис, вызывая у менеджеров и прочих сотрудников компании положительные эмоции. Во-вторых – нести имиджевую нагрузку, дать сотрудникам и клиентам компании понимание статуса бизнеса и его направленности", – утверждает Пятенко. На его взгляд, вполне понятно, почему солидный банк предпочитает коллекционировать дорогие произведения старых отечественных мастеров: это должно говорить о консервативности, а следовательно, о стабильности и надежности компании. Для IT- или телеком-бизнеса стремление выставлять современное молодежное искусство также понятно: ведь именно молодые люди являются ее основными потребителями и сотрудниками.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more