Зачем бизнесу картины

Российские компании воспитывают у сотрудников и клиентов любовь к живописи.
В. А. Серов «Похищение Европы», 1910г.

Похвалиться редкой коллекцией живописи могут не только менеджеры Федеральной резервной системы (ФРС) США, которые за 35 лет собрали коллекцию из 450 полотен американских художников XIX-XX вв. Как удалось выяснить "Ведомостям", в отечественных компаниях изобразительное искусство любят не меньше.

Покупают сами

Русскую живопись начала прошлого века можно увидеть в главном офисе "Юникредит банка" на Пречистенской набережной. По словам Ирэн Шкаровской, директора департамента корпоративного имиджа и коммуникаций банка, там хранятся и выставляются скульптурные, живописные и графические работы русских художников 1920-1930-х гг. "В коллекции есть несколько настоящих шедевров мирового уровня, - утверждает Шкаровская. - Например, работы Александра Древина "В горах Армении" и "Пейзаж с железнодорожным мостом" середины 30-х гг., портрет Даниила Черкеса "Женщина в веках" или "Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем" Надежды Удальцовой, копия которого хранится в Третьяковке.

"Для банка было важно сохранить эти произведения, чтобы следующие поколения могли их оценить", - гордится Шкаровская, признавая, что "настоящее искусство всегда было и остается выгодным средством вложения капитала". Официальная оценка собрания "Юникредит банка" никогда не производилась. "Учитывая, что с 90-х гг. рынок российского искусства существенно вырос, те картины, которые в 1995 г. можно было приобрести по цене $10 000, сейчас оцениваются в среднем в 300 000-600 000 евро и более", - уверена Шкаровская.

Берут в аренду

Произведения современного искусства можно рассмотреть в главном офисе "Вымпелкома". "Мы стараемся создать в нашем центральном офисе творческую атмосферу, поэтому в течение нескольких лет сотрудничаем с "Галереей Айдан", которая любезно предоставляет нам произведения искусства для украшения офисных помещений, в основном зон отдыха и общения сотрудников", - рассказала руководитель службы корпоративных коммуникаций компании Елена Прохорова. По ее словам, выставляются преимущественно произведения молодых перспективных российских художников, мастеров графики и фотографии. "В каком-то смысле можно сказать, что эти картины выполняют функцию эстетического воспитания и образования", - поясняет Прохорова.

Создают музеи

Главный владелец и председатель координационного совета компании "Акрон" Вячеслав Кантор свою коллекцию живописи в офисе не показывает - еще в 2001 г. он основал музей искусства авангарда (МАГМА). Сейчас его коллекция насчитывает более 300 произведений искусства, в основном это картины известных русских художников еврейского происхождения - Лeoна Бакста, Владимира Cерова, Марка Шагала, Хаима Сутина, а также ныне здравствующих Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Эдуарда Штейнберга, Виктора Пивоварова, Юрия Купера. По словам Кантора, картины приобретались на западных аукционах, в частных коллекциях и в семьях художников. Музей, отмечает он, пока можно назвать "передвижным": первая бесплатная выставка малой части коллекции (39 картин) состоялась в 2009 г. в Женеве, во Дворце наций ООН, в дальнейшем также планируются выставки по Европе и Америке. "Музей не преследует никаких иных целей, кроме просветительских, а самой главной задачей является воспитание чувства толерантности в мегаполисе", - подчеркивает главный владелец "Акрона".

Стратегические коллекции

Картины известных мастеров в кабинетах топ-менеджеров появляются не случайно. "Первый мотив – чисто эстетический, человеку действительно нравится то или иное направление в живописи, и ему комфортно работать в такой обстановке", - размышляет гендиректор компании "Экопси консалтинг" Павел Безручко. Второй мотив – желание показать свой статус, значимость, способность заплатить большие деньги, отмечает он. Третий, на его взгляд, – картины могут быть просто элементом декора и создавать приятную обстановку для VIP-клиентов.

Гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко считает, что коллекции произведений искусства могут оказаться для бизнесменов не роскошью вовсе. "Во-первых, картины способны "очеловечить" офис, вызывая у менеджеров и прочих сотрудников компании положительные эмоции. Во-вторых – нести имиджевую нагрузку, дать сотрудникам и клиентам компании понимание статуса бизнеса и его направленности", – утверждает Пятенко. На его взгляд, вполне понятно, почему солидный банк предпочитает коллекционировать дорогие произведения старых отечественных мастеров: это должно говорить о консервативности, а следовательно, о стабильности и надежности компании. Для IT- или телеком-бизнеса стремление выставлять современное молодежное искусство также понятно: ведь именно молодые люди являются ее основными потребителями и сотрудниками.