США сдает позиции

Кризис изменил мировую расстановку сил: в рейтинге конкурентоспособности стран США впервые за 16 лет уступили лидерство Сингапуру и Гонконгу. Россия заняла 51-е место из 58
А.Махонин

Мировое лидерство в конкурентоспособности теперь за двумя флагманами усиливающегося Азиатского региона – Сингапуром и Гонконгом, выяснила швейцарская бизнес-школа IMD в ежегодном рейтинге мировой конкурентоспособности стран. В топ-10 ворвались также Тайвань и Малайзия, поднявшись за год с 23-го и 18-го мест. США утратили многолетнее лидерство из-за роста госдолга и удвоения бюджетного дефицита, хотя экономика страны остается сильнейшей в мире, следует из исследования. Замыкают рейтинг из 58 стран Украина и Венесуэла (см. инфографику).

Конкурентоспособность IMD рассматривает как способность страны создавать и поддерживать среду, обеспечивающую устойчивое создание стоимости компаниями и рост благосостояния граждан. Рейтинг, выходящий с 1989 г., составлен по 327 критериям, объединенным в четыре крупных блока: функционирование экономики, эффективность госуправления, эффективность бизнеса, инфраструктура (включая социальную). Для оценки используются данные статистики и опросы экспертов.

Наибольшее негативное изменение в рейтинге-2010 претерпели страны Восточной Европы, откатившись на 15–20 позиций. Так, Словения упала с 32-го на 52-е место из-за спада ВВП, роста госдолга и теневого сектора, усиления бюрократии. А вот рейтинг Греции, Испании даже вырос. Замдиректора центра конкурентоспособности IMD Сюзан Рослетт-Макколи объяснила это тем, что в начале 2010 г., когда проводились опросы, настроения местных бизнесменов не предвещали столь масштабных проблем: участники опроса были на удивление оптимистичны.

Россия по конкурентоспособности за год опустилась с 49-го на 51-е место между Иорданией и Словенией. Это худший результат с 2006 г. (тогда было 54-е), лучшим было 41-е место в 2004 г. В последней десятке Россия – и в рейтинге конкурентоспособности Международного экономического форума (63-е место из 68).

Снижение рейтинга вызвано бюджетным дефицитом и снижением сбора налогов, сказалась и зависимость от внешнего финансирования (падение притока капитала и инвестиций) и сырьевого сектора. Сырьевая зависимость – самое слабое место России, считает Рослетт-Макколи.

Россия занимает самые нижние строчки рейтинга по уровню диверсификации экономики (57-е место), среднегодовому темпу роста потребительских цен (11,7% в 2009 г., 55-е место), доступности кредитных средств для бизнеса (55-е) и верхние – по уровню бюрократизма (2-е), коррупции (3-е). По степени благоприятствования развитию конкуренции законодательство и госрегулирование на 56-м месте; бизнес по степени эффективности также записан в мировые аутсайдеры: 58-е место по удовлетворенности потребителей, социальной ответственности, корпоративной этике, 54-е – по способности генерировать инновационный продукт.

Сильные стороны России – низкий госдолг (5-е место), объем резервов (3-е), дешевые энерготарифы для компаний (4-е), количество медсестер на душу населения (8-е). В верхней части рейтинга – состояние рынка труда (18-е место), эффективность фискальной политики (14-е). На первом месте в мире Россия по скорости роста фондового рынка (на 128,6%) и по незначительности налоговой нагрузки на физлиц.

Рост фондового рынка отражает ту самую слабость диверсификации экономики, зависимой от нефти, уточняет Юлия Цепляева из BNP Paribas. «Я бы не рискнула сравнивать Сингапур и США, но место России в конце списка закономерно, – считает она. – Реформы начала 2000-х стали залогом того, чем мы сейчас гордимся – например, фискальной политикой, но с тех пор никаких реформ не происходит». Самая сильная сторона России – ее приемлемая макроэкономическая политика, самая слабая – институты, согласен Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Но у бизнеса каждой страны свои представления, какой должна быть среда, и субъективные оценки могут оказываться хуже того, что есть на самом деле, или наоборот, рассуждает он.