Уйти в отпуск на месяц, как это было принято в СССР, в России почти невозможно

Советская традиция отправляться в отпуск на месяц уходит в прошлое

Мы не рекомендуем сотрудникам брать отпуск меньше чем на две недели, но отгулять сразу три, а то и больше недель могут лишь те, на ком не завязаны основные бизнес-процессы», – рассказывает Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью Sky Express. То есть это точно не руководители департаментов и не ключевые сотрудники, которые отвечают сразу за несколько проектов, пояснил он. Отдохнуть 28 дней подряд, как во времена наших родителей, могут, например, пилоты, у которых работа связана с большими физическими нагрузками, продолжает Коренюгин: «Вообще, в менталитете россиян это существенный недостаток: они любят отдыхать один раз в году и на всю катушку – как правило, в теплое время года и обязательно поближе к морю». По его мнению, это одна из причин, почему в российской авиации фактор сезонности выражен сильнее, чем в той же Европе, и почему цены на авиабилеты летом вырастают в несколько раз: «Наши граждане привыкли откладывать отпуск на лето, в то время как те же европейцы уже давно живут по другим правилам – разделяют зиму, лето и межсезонье, города, погоду и т. д. В результате мы путешествуем один раз в году и очень дорого, а в Европе – 3–5 раз и дешево».

Северная надбавка

Согласно шведскому законодательству работник после первого года трудовой деятельности в организации имеет право на оплачиваемый отпуск не менее пяти недель в год. Количество неиспользованных отпусков не должно превышать одной недели в год в течение пяти лет. Агентство Invest in Sweden

А. Таранин

Разделились поровну

Россияне, которые предпочитают использовать полагающиеся отпускные дни сразу и без остатка, и те, кто тратит их не полностью, а в разбивку, поделились, согласно последнему опросу международной кадровой компании Kelly Services (выборка составила 459 человек), почти пополам: 46% и соответственно 44%. Каждый десятый респондент использует совсем мало отпускных дней. 13% опрошенных, не успевающих отгулять все положенные по закону дни, объясняют это завалом на работе и нехваткой денег.

Большинство опрошенных уверено, что их пребывание в отпуске остается незамеченным и не повлияет на общую производительность труда в их подразделении (52%). 35%, напротив, считают, что отпуск серьезным образом снижает производительность труда. Парализует работу отдела отпуск всего у 3% опрошенных.

«Исследование показало, что люди рассматривают отдых как неотъемлемое право, – комментирует Ирина Кондратова, исполнительный директор Kelly Services. – Но многие предпочитают использовать положенное время не полностью, зачастую придумывая причины для отказа».

Без вины

Всякий раз, уходя в отпуск, чувство вины испытывают 9% опрошенных Kelly Services, 36% стыдятся уходить в отпуск только в разгар рабочего сезона, и 55% ничего вообще не чувствуют, справедливо полагая, что у них есть законное право на отдых.

Станислав Костяшкин, гендиректор российского агентства деловых путешествий «Континент экспресс», в августе на весь месяц вместе с норвежскими друзьями отправится на парусном тримаране в плавание по Северному Ледовитому океану. «Такой длинный отпуск у меня случается раз в два-три года, но я всегда предупреждаю о нем коллег как минимум за год», – рассказывает Костяшкин. В целом, говорит он, чтобы хорошо отдохнуть и полностью восстановить силы, ему хватает и недели, главное – смена мест и впечатлений: «Мне иногда достаточно просто покататься на мотоцикле или несколько дней, пусть даже и по работе, побывать в другом городе».

«Отпуск я не сверяю ни с какими законами и нормами – отдыхаю как 28 дней, так и меньше, причем выбираю места, где параллельно можно решить какие-то рабочие вопросы, – не унимается другой бизнесмен – Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty. – Недавно, например, был в Геленджике, где общался с местными девелоперами. А до этого – в Крыму, где также по большей части работал». В августе Дзагуров планирует отправиться в Монако и на Казантип и никакого чувства вины по поводу того, что ему придется временно оставить дела, не испытывает: «Во-первых, я полностью доверяю подчиненным, а во-вторых, где бы я ни был, всегда нахожусь на связи и никогда не отключаю телефон».

«Смена впечатлений идет на пользу молодому организму, но после 40 лет стоит серьезнее относиться к здоровью, – считает Юрий Балушкин, директор по рекламе издательского дома «Здоровье». – Я, например, за последние 15 лет ни разу не брал отпуск больше 10 дней и к 42 годам начал ощущать свойственную типичным трудоголикам хроническую усталость, хотя уже давно не работаю больше 12 часов в день».

«Чем длиннее отпуск, тем дольше период адаптации», – убеждена Татьяна Готлиб, психолог и старший консультант компании Formatta. Двух недель, по ее мнению, вполне достаточно для отдыха: «Если отдыхать дольше, то в последние дни даже наступает скука, – думает она. – А чувство вины – полностью на совести начальника: значит, он так организовал работу людей, что выпадение одного чревато последствиями. И, конечно, человек, работающий в отделе, где постоянно возникают срочные проекты и при этом не хватает рук, будет ощущать себя предателем».

Новая традиция

«В летний период тяжело предоставить всем длинные отпуска и при этом найти отдыхающим замену», – поясняет практику своей компании Татьяна Климентьева, директор по персоналу инвестиционной группы «Абсолют». По ее словам, и сами сотрудники больше двух недель не просят: «Все как-то обходятся этим временем».

«Не отпускать людей в отпуск больше чем на две недели за один раз уже традиция», – уверена Юна Скобликова, гендиректор хедхантинговой компании Green Street.

«Обычно, когда отпуск длится больше двух недель, у работника возникают опасения, что, если без него обходятся так долго, значит, он вообще не нужен», – говорит Надежда Голинкевич, руководитель по рекламе компании «Здоровье нации».

«Если рассматривать отдых с точки зрения профилактических мероприятий, например водных процедур (ванн, гидромассажа, употребления минеральной воды), если вы хотите получить от них лечебный эффект, то делать это нужно курсом – от 14 до 28 дней, – объясняет Балушкин. – Вторая сторона дела – трудности адаптации: когда человек уезжает в другую страну на неделю, ему нужно как минимум два-три дня для акклиматизации и столько же – по возвращении. То есть на отдых остается совсем мало времени».

«В начале 2000-х гг. я работала с компаниями, руководители которых волевым решением отправляли всех сотрудников в отпуск на все 28 дней, – смеется Скобликова. – И объясняли это тем, что человек в течение как минимум недели до и в течение недели после отпуска выпадает из рабочей колеи, пребывает в некоем трансе: так лучше, если это случается один раз в году, чем при разбивке отпуска на два, а то и три раза».