Владимир Стржалковский заработал за год в "Норникеле" от $17 млн до $25 млн

Владимир Стржалковский не зря променял кресло чиновника на должность гендиректора «Норильского никеля». За первый же полный год работы в компании он получил не менее $17 млн
В «Норникеле» не считают чрезмерными выплаты Владимиру Стржалковскому/ Итар-ТАСС

2009 г. «Норникель» закончил год с прибылью по МСФО в $2,7 млрд против $555 млн убытка в 2008 г. Но потери в тот год были бумажные и образовались из-за значительных списаний. Ежегодный бонус в $3 млн Стржалковскому почти гарантирован, отмечает аналитик UBS Кирилл Чуйко, ведь убыток у «Норникеля» по управленческой отчетности маловероятен. Бывший топ-менеджер «Норникеля» также отмечает: загнать компанию в убытки практически невозможно. Он вспоминает, что менеджеры компании делали соответствующие расчеты и пришли к выводу, что это может случиться только в случае глобальной катастрофы.

«Норильский никель»

Горно-металлургическая компания. Акционеры: «Интеррос» (25%), UC Rusal (25%), «Металлоинвест» (около 4%). Капитализация – $31,4 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – $13,98 млрд, прибыль – $2,7 млрд.

Совокупное вознаграждение Стржалковского за 2009 г. составило $25 млн, рассказали «Ведомостям» два близких к акционерам «Норникеля» источника. Источник, близкий к совету директоров «Норникеля», утверждает, что сумма ниже – менее $17 млн.

Бывший руководитель Ростуризма был назначен гендиректором «Норникеля» в августе 2008 г., в разгар первого конфликта между крупнейшими акционерами компании – «Интерросом» и UC Rusal. Затем стороны помирились, но недавно конфликт вспыхнул вновь.

Доходы Стржалковского складываются из зарплаты в $400 000 в месяц (здесь и далее все выплаты приведены до вычета НДФЛ) и двух типов бонусов, говорят источник, близкий к одному из акционеров «Норникеля», и источник, близкий к совету директоров компании. Первый бонус – $3 млн в год в случае отсутствия у компании убытков. Они определяются по управленческой отчетности. Другой бонус считается от ежегодного прироста биржевой стоимости записанных на Стржалковского 208 333 фантомных акций «Норникеля». Начальная цена бумаг – $60, говорят собеседники «Ведомостей». Столько стоили акции «Норникеля» в декабре 2008 г., когда совет директоров вносил изменения в контракт Стржалковского.

Правда, собеседники «Ведомостей» предоставили разные данные о том, какова максимальная сумма выплат гендиректору по второму бонусу. Источник, близкий к одному из акционеров «Норникеля», говорит, что она не может превышать $25 млн в год. Источник, близкий к совету директоров компании, утверждает, что $25 млн – максимум на пять лет.

Стржалковский отказался комментировать эти цифры, так же поступили представители «Интерроса» и UC Rusal. Представитель «Норникеля» сумму выплат гендиректору не назвал, подчеркнув лишь, что она ниже $25 млн. «Мы не считаем порядок выплат чрезмерным, учитывая успешную работу гендиректора и менеджмента в 2009 г., к тому же контракт утверждал совет директоров», – добавляет он.

31 декабря 2009 г. одна акция «Норникеля» исходя из котировок ADR на Лондонской бирже стоила $143,5. Получается, второй бонус Стржалковского мог составить $17,4 млн.

Итого выходит $25 млн, говорит источник, близкий к одному из акционеров «Норникеля». Каким образом получается $17 млн, источник, близкий к совету, объяснять не стал.

Чуйко говорит, что и бонус на прирост котировок акций поначалу практически гарантирован Стржалковскому. Ведь так получилось, что точка отсчета была зафиксирована на минимальном за время кризиса уровне. Теоретически бумагам «Норникеля» есть куда расти и дальше. Сейчас капитализация компании – $31,4 млрд. А максимум был зафиксирован в мае 2008 г. – $56,1 млрд. Впрочем, Чуйко прогнозирует, что дальше акции не будут сильно расти. Можно даже ожидать небольшого снижения, поскольку непонятна динамика спроса на металлы в Китае.

Размер и формула выплаты вознаграждения Стржалковского не произвели впечатления на российских хедхантеров. Гендиректора сопоставимых компаний получают соизмеримое вознаграждение, отмечает управляющий партнер RosExpert Игорь Шехтерман. Стржалковский управляет уникальным активом, акционеры которого находятся в состоянии конфликта, напоминает партнер хедхантинговой компании Top Contact Артур Шамилов. Когда акционеры конфликтуют, менеджмент начинает играть более самостоятельную роль: гендиректор должен консолидировать мнения конфликтующих сторон при принятии решений, именно поэтому его вознаграждение так велико, говорит Шамилов.