Социальная ответственность может приносить реальные деньги
Стремление компании в целом и каждого сотрудника в отдельности думать не только о себе, но и о соседях по планете, очеловечивает бизнес, делает его более современным и приносит реальные выгоды, говорят экспертыC начала года во всех офисах компании SAP заработала новая программа «100 000 шагов навстречу устойчивому бизнесу». Это означает, что любой сотрудник SAP может проявить социальную активность и сделать что-нибудь в этом направлении: провести день без автомобиля или отказаться от авиакомандировки, заменив ее виртуальным общением. Каждый подобный шаг фиксируется в специальном разделе на внутрикорпоративном сайте, чтобы остальные могли последовать примеру коллеги. «В компании есть отдел по управлению изменениями, а внутри него – специальная группа, которая 10% рабочего времени тратит на продвижение таких идей, – рассказывает менеджер по трансформации и устойчивому ведению бизнеса Джамиля Сулейман (работает в штаб-квартире SAP в Вальдорфе). – Эти люди ведут блоги, в которых дают советы сотрудникам и принимают от них предложения». На сегодняшний день, отмечает она, по всей компании сделано 3883 шага, получивших виртуальный отклик коллег. Один сотрудник предложил способ водить автомобиль, минимально расходуя топливо, другой – как «озеленить» свой компьютер, настроив его на энергосберегающий режим. С интересом была воспринята идея так называемых кар-пулов. «Я сама езжу из Хайдельберга в Вальдорф примерно в 8.30 утра и забираю многих коллег, которые живут рядом», – говорит Сулейман.
«В российском офисе решили экономить электроэнергию – для этого с 12.00 до 18.00 автоматически гасится верхний свет, – рассказывает директор по внешним связям SAP в странах СНГ Марина Панченко. – И бумагу, на которой печатаем, мы не выбрасываем, а собираем в специальные контейнеры – раз в две недели наши водители вывозят ее в пункты сдачи макулатуры. Около каждого принтера в офисе висит напоминание: «1 т бумаги сохраняет пять деревьев».
«В 2009 г. за счет сокращения расходов на бумагу, авиаперелеты, энергию и проч. компании удалось сэкономить около 90 млн евро», – отмечает Сулейман.
Вместо рекламы
В компании Oracle глобальной программы социальной ответственности бизнеса нет, но отдельные ее элементы появляются. «У нас один сотрудник организовал в Болгарии молодежный лагерь, где обучают детей и подростков информационным технологиям, – рассказал гендиректор представительства компании в СНГ Борис Щербаков. – Лагерь находится на самофинансировании, за него платят родители, а мы берем на себя организацию лекций и прочих мероприятий».
«Участие в соцпроектах положительно сказывается не только на имидже компании, но и помогает в продвижении продукции и услуг, – полагает Сергей Чернышев, гендиректор российского подразделения Ruukki. – Наша компания активно участвует в программе по развитию физической культуры и спорта в Калужской области. В 2009–2010 гг. на основе наших разработок построены два спорткомплекса – в Калуге и Козельске. В проекте участвуют и наши сотрудники, которые обеспечивают проведение соревнований, принимают участие в организации ежегодного спортивно-туристического слета. В итоге помимо репутации увеличился интерес к нашим разработкам со стороны других регионов. Это позволило нам оптимизировать затраты на продвижение продукции и увеличить количество заказов на спортивные сооружения в среднем на 10–15%».
Вместо мусоровоза
«Наши сотрудники охотно участвуют в экологических инициативах компании – субботниках и раздельном сборе мусора на производстве, – утверждает пресс-секретарь ГК Unilever Екатерина Задонская. – Это минимизирует расходы компании на уборку территории, сортировку и вывоз мусора».
Помимо этого в целях снижения ресурсопотребления и воздействия на окружающую среду Unilever в Петербурге модернизирует производственные линии и технологические процессы. «Это затратные проекты, но крайне эффективные для общего развития бизнеса, – утверждают в компании. – По предварительным оценкам, их реализация в 2012 г. позволит сократить общие расходы на 5–7%». Всего в экологических проектах участвует, по словам Задонской, около 20% сотрудников.
Вместо выброса
В «Воркутаугле», который уже не первый год борется за сокращение выбросов метана в атмосферу, инженерно-технических работников привлекли к работе в энергетической комиссии, которая занималась разработкой мероприятий по повышению энергоэффективности производства. Лучшие идеи внедряются.
«В этом году мы приступили к строительству газогенераторной теплоэлектростанции, работающей на шахтном метане, – рассказывает Сергей Ефанов, генеральный директор «Воркутаугля». – Похожая котельная шахты «Комсомольская» за счет сжигания шахтного метана почти полностью обеспечивает теплом административно-бытовой комбинат предприятия и близлежащий поселок Комсомольский».
По словам Ефанова, реализация проекта обойдется компании в 780 млн руб. и окупится за 2,5 года. Новая станция позволит компании экономить около 300 млн руб. в год за счет экономии затрат на тепло- и электроэнергию – этими ресурсами шахта будет обеспечивать себя самостоятельно. Кроме того, запуск станции будет способствовать повышению уровня промышленной безопасности и улучшению экологической обстановки.
«Сегодня человек не ограничивается выполнением той или иной социальной модели, его поведение завязано на более тонкие материи, – делится соображениями Наталья Степанюк, гендиректор агентства IQ Marketing. – Сотрудник меняет отношение к успеху, старается занять активную гражданскую позицию, развивает себя как личность». Этот факт, по ее мнению, все чаще играет существенную роль и при выборе будущего работодателя: люди стали обращать внимание, дает ли компания возможности такого роста.