Социальная ответственность может приносить реальные деньги

Стремление компании в целом и каждого сотрудника в отдельности думать не только о себе, но и о соседях по планете, очеловечивает бизнес, делает его более современным и приносит реальные выгоды, говорят эксперты

C начала года во всех офисах компании SAP заработала новая программа «100 000 шагов навстречу устойчивому бизнесу». Это означает, что любой сотрудник SAP может проявить социальную активность и сделать что-нибудь в этом направлении: провести день без автомобиля или отказаться от авиакомандировки, заменив ее виртуальным общением. Каждый подобный шаг фиксируется в специальном разделе на внутрикорпоративном сайте, чтобы остальные могли последовать примеру коллеги. «В компании есть отдел по управлению изменениями, а внутри него – специальная группа, которая 10% рабочего времени тратит на продвижение таких идей, – рассказывает менеджер по трансформации и устойчивому ведению бизнеса Джамиля Сулейман (работает в штаб-квартире SAP в Вальдорфе). – Эти люди ведут блоги, в которых дают советы сотрудникам и принимают от них предложения». На сегодняшний день, отмечает она, по всей компании сделано 3883 шага, получивших виртуальный отклик коллег. Один сотрудник предложил способ водить автомобиль, минимально расходуя топливо, другой – как «озеленить» свой компьютер, настроив его на энергосберегающий режим. С интересом была воспринята идея так называемых кар-пулов. «Я сама езжу из Хайдельберга в Вальдорф примерно в 8.30 утра и забираю многих коллег, которые живут рядом», – говорит Сулейман.

«В российском офисе решили экономить электроэнергию – для этого с 12.00 до 18.00 автоматически гасится верхний свет, – рассказывает директор по внешним связям SAP в странах СНГ Марина Панченко. – И бумагу, на которой печатаем, мы не выбрасываем, а собираем в специальные контейнеры – раз в две недели наши водители вывозят ее в пункты сдачи макулатуры. Около каждого принтера в офисе висит напоминание: «1 т бумаги сохраняет пять деревьев».

«В 2009 г. за счет сокращения расходов на бумагу, авиаперелеты, энергию и проч. компании удалось сэкономить около 90 млн евро», – отмечает Сулейман.

Вместо рекламы

В компании Oracle глобальной программы социальной ответственности бизнеса нет, но отдельные ее элементы появляются. «У нас один сотрудник организовал в Болгарии молодежный лагерь, где обучают детей и подростков информационным технологиям, – рассказал гендиректор представительства компании в СНГ Борис Щербаков. – Лагерь находится на самофинансировании, за него платят родители, а мы берем на себя организацию лекций и прочих мероприятий».

«Участие в соцпроектах положительно сказывается не только на имидже компании, но и помогает в продвижении продукции и услуг, – полагает Сергей Чернышев, гендиректор российского подразделения Ruukki. – Наша компания активно участвует в программе по развитию физической культуры и спорта в Калужской области. В 2009–2010 гг. на основе наших разработок построены два спорткомплекса – в Калуге и Козельске. В проекте участвуют и наши сотрудники, которые обеспечивают проведение соревнований, принимают участие в организации ежегодного спортивно-туристического слета. В итоге помимо репутации увеличился интерес к нашим разработкам со стороны других регионов. Это позволило нам оптимизировать затраты на продвижение продукции и увеличить количество заказов на спортивные сооружения в среднем на 10–15%».

Вместо мусоровоза

«Наши сотрудники охотно участвуют в экологических инициативах компании – субботниках и раздельном сборе мусора на производстве, – утверждает пресс-секретарь ГК Unilever Екатерина Задонская. – Это минимизирует расходы компании на уборку территории, сортировку и вывоз мусора».

Помимо этого в целях снижения ресурсопотребления и воздействия на окружающую среду Unilever в Петербурге модернизирует производственные линии и технологические процессы. «Это затратные проекты, но крайне эффективные для общего развития бизнеса, – утверждают в компании. – По предварительным оценкам, их реализация в 2012 г. позволит сократить общие расходы на 5–7%». Всего в экологических проектах участвует, по словам Задонской, около 20% сотрудников.

Вместо выброса

В «Воркутаугле», который уже не первый год борется за сокращение выбросов метана в атмосферу, инженерно-технических работников привлекли к работе в энергетической комиссии, которая занималась разработкой мероприятий по повышению энергоэффективности производства. Лучшие идеи внедряются.

«В этом году мы приступили к строительству газогенераторной теплоэлектростанции, работающей на шахтном метане, – рассказывает Сергей Ефанов, генеральный директор «Воркутаугля». – Похожая котельная шахты «Комсомольская» за счет сжигания шахтного метана почти полностью обеспечивает теплом административно-бытовой комбинат предприятия и близлежащий поселок Комсомольский».

По словам Ефанова, реализация проекта обойдется компании в 780 млн руб. и окупится за 2,5 года. Новая станция позволит компании экономить около 300 млн руб. в год за счет экономии затрат на тепло- и электроэнергию – этими ресурсами шахта будет обеспечивать себя самостоятельно. Кроме того, запуск станции будет способствовать повышению уровня промышленной безопасности и улучшению экологической обстановки.

«Сегодня человек не ограничивается выполнением той или иной социальной модели, его поведение завязано на более тонкие материи, – делится соображениями Наталья Степанюк, гендиректор агентства IQ Marketing. – Сотрудник меняет отношение к успеху, старается занять активную гражданскую позицию, развивает себя как личность». Этот факт, по ее мнению, все чаще играет существенную роль и при выборе будущего работодателя: люди стали обращать внимание, дает ли компания возможности такого роста.