Российскому бизнесу придется считаться с экологическими технологиями

Экодружественность – главный тренд западного менеджмента в настоящий момент, утверждают эксперты: топ-менеджеры обязаны проводить зеленую политику и перенастраивать бизнес-процессы компаний. Готова ли Россия подхватить тенденцию?

«Чтобы подобные практики, предполагающие, к примеру, экологический аудит заемщика при проектном финансировании («принципы экватора»), были включены в стратегии банков и влияли на бизнес-решения, крупнейшие российские банки должны договориться и одновременно принять обязательства проводить подобную оценку проектов», – считает Павел Нефедов, директор департамента корпоративных коммуникаций и рекламы Росбанка. Но учет прямого и косвенного влияния бизнеса на экологию рано или поздно затронет и Россию, говорит эксперт.

Год назад в Нью-Йорке наш партнер искал кандидатов на вакансию руководителя департамента по обеспечению сбалансированного (читай – экологически безопасного. – «Ведомости») развития региональных активов для крупной инвестиционной компании. Казалось бы, какая связь между экологией и финансовыми услугами? – задается вопросом Юлия Никитина, управляющий партнер хедхантинговой компании «Boyden Россия». – Но она есть!»

Никитина рассказывает, что в последние два года все чаще клиенты, формулируя требования к кандидатам на управленческие позиции, говорят, что нужный им человек должен найти ответ на возрастающие зеленые требования конечного потребителя, перестроив стратегию компании. Западный потребитель уже обращает внимание не только на экологическую чистоту продукта, но и на то, насколько экодружественна вся деятельность компании: насколько экологичен офис, технологии ведения бизнеса. Заменяют ли, к примеру, перелеты видеоконференциями. То есть, по словам Никитиной, крупные компании оказались перед необходимостью проводить зеленую политику на уровне стратегии.

Эксперты Boyden говорят, что еще ни разу не сталкивались с запросом на поиск природодружественных топ-менеджеров в России. Но убеждены, что это вопрос времени. Уже сейчас экодружественность становится одним из важных конкурентных преимуществ при проведении тендеров.

Обычное дело

В продуктовой линейке 3М есть и экопродукты: клейкие блокноты из вторично переработанной бумаги и инновационное средство для пожаротушения на основе газа, которое не загрязняет окружающую среду и абсолютно безопасно для людей, техники и документов. «Но наши клиенты пока больше интересуются вопросами энергосбережения, – говорит Ирина Полякова, директор по маркетингу «3М Россия». – Тема экологической ответственности поддерживается в странах, где подобные стандарты приняты на законодательном уровне».

В этом году в подразделениях 3М в Германии и Италии были назначены директора по устойчивому развитию и экологии. А вот для подразделений стран Центральной и Восточной Европы и, в частности, России, по словам Поляковой, проведение экологических программ необязательно: «Но у нас собралась группа инициативных сотрудников, которая занялась продвижением экоконцепции, создала зеленый офис».

В сентябре 2010 г. компания DHL Express первой в России предложила клиентам сервис Gogreen – услугу по компенсации выбросов углекислого газа, произведенных при транспортировке их грузов.

По словам Павла Волкова, административного директора DHL Express в России, программа защиты климата в Deutsche Post DHL внесена в ключевые приоритеты. А услугу Gogreen, которую компания предлагает за рубежом уже три года, только за один 2009 год по собственной инициативе оплатили заказчики более 700 млн отправлений. «Интерес к экологичным логистическим решениям со стороны российских клиентов вырос, и мы спешим внедрить западный опыт, – говорит Волков. – Мир меняется, и если компания не будет меняться, то рискует проиграть конкурентную борьбу».

В DHL Express отмечают, что все чаще в тендерной документации в России стали появляться вопросы, касающиеся экологии. Пока в основном со стороны российских представительств зарубежных фирм.

«Тема экодружественности – в порядке вещей для нашей компании, – утверждает Ирина Кураченкова, управляющий по корпоративным отношениям Unilever RUB. – Вся цепочка наших бизнес-процессов (и в России тоже) опирается на этот подход: выбор подрядчика, который получает сырье только из возобновляемых источников, при производстве которого используются ресурсосберегающие технологии; внедрение инновационных формул при производстве продуктов, которые наносят минимальный вред окружающей среде; внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий в производстве; просвещение потребителей; просвещение собственных сотрудников через социальные проекты, через организацию внутрикорпоративной работы».

Когда дорастут

«Развитие мировых компаний в этом направлении происходит не из благих намерений, а из-за давления государства с одной стороны, потребителей с другой и экономической целесообразности с третьей, – говорит Юрий Вировец, президент компании HeadHunter. – В России пока прослеживается только вялое давление государства».

Менталитет российского бизнеса еще не готов к решению вопросов экологического развития. Зачастую они по-прежнему решаются путем «договоренностей» с проверяющими органами, констатирует генеральный директор компании Staffwell Юлия Смирнова.

«Думаю, спрос начнет формироваться не раньше чем лет через пять», – констатирует Вировец.