Бонусы готовы платить 40% российских компаний

В этом году годовые бонусы получат не менее чем в 40% российских компаний, но порядок расчета вознаграждения во многих компаниях изменился
Е. Кузьмина

В этом году 40% компаний выплатят сотрудникам годовой бонус, утверждают аналитики Исследовательского центра Superjob.ru, по заказу «Ведомостей» опросившие 10–17 ноября менеджеров по персоналу более 1000 российских компаний. Годом ранее о готовности выплатить бонус Superjob.ru заявляли 35% компаний. За год число компаний, выдающих годовую премию всем сотрудникам без исключения, почти не изменилось, тогда как число готовых платить бонусы выборочно немного выросло (с 20 до 24%).

Отложат и привяжут

«Несмотря на спад в экономике в первой половине 2009 г., 93% работодателей выплатили премии по результатам 2009 г.», – уверяет Екатерина Ухова, старший менеджер отдела консультирования по управлению персоналом компании «Эрнст энд Янг», опираясь на опрос менеджеров 182 крупнейших международных и российских компаний. Судя по опросам ее компании, целевые значения премий на 2010 г. должны превысить фактические значения 2009 г. на 3% для рабочих, специалистов и управленцев среднего звена и на 10–20% − для руководителей старшего звена управления.

Согласно результатам обзора КПМГ, посвященного динамике компенсационных пакетов в 2009–2010 гг., и прогнозам на 2011 г., в 2010 г. 25% компаний планировали выплатить бонусы сотрудникам, при этом в некоторых компаниях металлургической и фармацевтической отраслей, а также сектора информационных технологий планировалось увеличение бонусных выплат, в первую очередь для менеджмента и сотрудников отделов продаж, рассказала Алевтина Борисова, руководитель группы по управлению персоналом и налогообложению физических лиц КПМГ в России и СНГ.

В 2011 г. 28% участников обзора планируют вносить изменения в существующие бонусные программы. Особенно эта тенденция характерна для банков и компаний финансового сектора. Среди основных посткризисных тенденций в области переменного вознаграждения можно отметить большее внимание отложенным бонусам, усиление зависимости премиальных выплат от результатов деятельности, как общекорпоративных, так и индивидуальных, говорит Борисова.

«Если задачу удержания сотрудников в основном выполняют зарплаты и соцпакеты, то бонусы призваны стимулировать повышение эффективности работников», – говорит гендиректор «Экопси консалтинга» Павел Безручко. По его мнению, немногие компании за время кризиса совсем отказались от фиксированных годовых бонусов в пользу премий по финансовым результатам, но многие сменили политику начисления бонусов, привязывая их не к доходу, а к прибыли компании.

Подумают и заплатят

Артем Лаевский, старший менеджер отдела персонала российского подразделения Sony Electronics, утверждает, что его компания, как и прежде, годовые бонусы выплатит всем, учитывая участие сотрудника в прибыли компании, результаты работы подразделения, в котором работает сотрудник, а также его личные показатели.

На вопрос, будут ли в компании выплачены бонусы, сотрудник отдела корпоративных коммуникаций Bayer Schering Pharma в России Диана Минасарова ответила, что это станет ясно лишь в марте-апреле – по итогам финансового года.

Руководитель службы корпоративных коммуникаций «Вымпелкома» Елена Прохорова также сообщила, что решение о выплате бонусов сотрудникам будет принято лишь после подведения итогов финансового года – весной. При этом будут учитываться и достижение бизнес-целей компании, и индивидуальные показатели работников.

Пресс-секретарь «Базэлцемента» Светлана Андреева рассказывает, что в Пикалево в этом году, несмотря на убытки, повысили на 10% зарплату и расширили соцпакеты, но бонусы выплачивать не будут, поскольку предприятие по сей день остается убыточным.