Менеджмент
Бесплатный
Мария Макарушкина

О вреде перфекционизма

Когда мы слышим про кого-то, что он перфекционист, то представляем человека добросовестного, но проблемного и, скорей всего,  зануду.  И проблема действительно есть. Существуют личностные особенности, которые  мешают нам жить. Иногда эти особенности  сопровождают нас постоянно, и мы с ними боремся или к ним привыкаем, иногда – они просто «ждут своего часа». И в самый неподходящий момент они проявляются и «перечеркивают» прежние успехи и достижения, ломают развивающуюся  карьеру, разрушают так удачно складывающуюся  жизнь. Такие качества называются деструкторы. Они бывают разные – нерешительность, демонстративность, эмоциональная нестабильность, недоверчивость. Перфекционизм как раз из «их числа». 

Порой это свойство проявляется постоянно в каждодневной жизни, как стойкая личностная черта: менеджер многократно исправляет презентации, переписывает отчеты, изводит подчиненных своим недовольством, связанным с качеством присланных документов.Когда другие сотрудники заканчивают рабочий день и расходятся по домам, перфекционисты только начинают доводить до совершенства осязаемые плоды прошедшего рабочего дня, готовясь ко дню завтрашнему. Присущая им величайшая  «зацикленность» на процессе отдаляет их от результата.  Но бывает и по другому. Я помню случай, когда перфекционизм руководителя компании не давал о себе знать до тех пор, пока не наступили трудные времена. Конечно, он ценил качественную работу, но не был замечен в крайностях. Но в какой-то момент компания стала уступать лидирующие позиции на рынке молодым и агрессивным конкурентам. И тогда проявился деструктор генерального директора – перфекционизм. 

Он стал очень требователен к бумагам, постоянно переделывал уже утвержденные планы, продолжал дополнять уже принятые решения. Необъяснимая, могущественная и неподвластная сила заставляет его бесконечно, денно и нощно, улучшать свои творения. Он просто не мог остановиться в стремлении к недосягаемому идеалу. Вместо того, чтобы действовать оперативно, руководитель сосредоточился на качестве исполнения. «Я все понимаю, но меня стало мучить такое чувство неудовлетворенности, что я не мог довести до конца ни одно дело. Прежде, чем принять любые управленческие и производственные  решения,  я многократно проверял информацию, сопоставлял все факторы, делал бесконечные прогнозы.

Затраченное время и дополнительные усилия – это пустяк  по сравнение с ощущением несовершенства и ничтожности, когда понимаешь, что можно сделать работу тщательнее, аккуратнее, лучше.  Мне казалось,  что наши неудачи как раз и были связаны с недостаточно высоким качеством  результата », рассказывал он. Для динамичного и масштабного бизнеса перфекционизм руководителя, безусловно,  вреден и опасен.

Так почему же он так себя повел? Деструктор проявляется в трудные времена как защитная реакция человека на возникающий сильный стресс. Ему «удобно» сосредоточится на деталях и качестве, вместо того, чтобы действовать, принимать порой рискованные решения. Часто защитные реакции взрослого повторяют поведение ребенка в ответ на неудовольствие родителей, упреки, наказания. Родители ругаются, а ребенок сосредоточенно рисует, тщательно работая над всеми линиями, цветами, точками.. Кроме рисунка – ничего нет, остальной травмирующий мир отступает. И такой же бесконечно важной становится через десятки лет самозабвенно выполняемая  презентация, бесконечно готовящееся новое решение.

Вообще, детский «след» в развитии перфекционизма очень ощутим и значим. Наверно, установки родителей потенциальных перфекционистов можно разделить на два типа.

В первом случае ребенок не чувствует безусловной родительской любви. Их любовь, уважением, интерес к себе,  надо заслужить. Родители требовательны и строги, их подсознательное послание ребенку звучит так: «Любовь надо заслужить своими достижениями, успехами. Ты должен соответствовать нашим ожиданиям и только тогда будешь любим».. Если малыш сделает что-то хорошо, то получает желанную похвалу и признание, а если бездельничает,  ошибается,  проявляет небрежность или нетерпение, то сталкивается с холодностью, раздражительностью,  окрикам старших. Вырастая, эти дети обречены постоянно стараться, корпеть над каждым делом, стремится к  идеальным высотам, где находится главный приз нашего бытия – любовь.

В другом случае родители любят ребенка без всяких условий,  но их честолюбивые порывы и желание видеть любимое чадо на «пьедестале почета» формируют такое послание: «Ты можешь сделать это лучше - попробуй еще разок. Ты должен всегда все делать лучше всех,  но для этого – старайся, трудись, работай без устали!» И дитя уже никогда не отступит от этого заветного правила.

«Заядлые перфекционисты» не могут охватить большой масштаб дел, имеют серьезные проблемы  с подчиненными, измученными их придирками, и,  конечно,  страдают острой  нехваткой времени. Они часто страдают сами и заставляют страдать других.  Но порой навязчивое стремление очень качественно сделать каждое дело подспудно преследует и другие цели: не приступать по уважительной причине  к какой-то малоприятной и откладываемой задаче, продемонстрировать окружающим лучшие менеджерские качества: тщательность исполнения,  терпение, умение добиваться качественного результата.

Что же делать, что избежать  сопутствующих перфекционизму проблем? Конечно, надо сформировать сильную команду, способную эффективно действовать в любых ситуациях. Умные, решительные и ответственные  сотрудники, не позволят перфекционисту в трудную минуту «подставить под удар» деятельность  компании, добьются от него решений, компенсируют активностью его болезненное «бегство в процесс». И общеизвестные рекомендации: поставить себе жесткие временные сроки завершения работы, нагрузить себя единовременно  большим количеством дел, чтобы не было возможности «зависнуть» на каком-либо одним из них, найти в себе силы сознательно прекратить работу при наличии удовлетворительного результата. Но самый действенный и самый интересный  путь – разобраться со своим детством, исследовать семейные послания, вспомнить собственные реакции,  представить альтернативные и более конструктивные варианты поведения..

Этот опыт  может оказаться трудным и даже болезненным, но он откроет удивительные перспективы и возможности, о которых мы с вами сегодня и не догадываемся.

Мария Макарушкина, директор по консалтингу, руководитель практики VIP-консультирования «ЭКОПСИ Консалтинг».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать