Как привлечь посетителей в бар, расположенный не в самом удачном месте

Ресторан, открытый в закоулке в разгар кризиса, можно сделать популярным и прибыльным всего за полгода, утверждает Дмитрий Левицкий, совладелец сети баров «Дорогая, я перезвоню» и ресторана «Куклы пистолеты»
А.Махонин
Узок круг. 42

процента россиян никогда не посещают баров, – таковы результаты исследования, проведенного «ГФК-Русь» в больших городах в 2010 г. Лишь 2% россиян посещают бары каждую неделю, 37% наведываются в такие заведения реже чем раз в два месяца. Чаще всего горожане ходят в рестораны и кафе самообслуживания – в этом признался каждый второй участник опроса, за ними следуют пиццерии (44%) и кофейни (33%). Бары и ночные клубы чаще посещают более молодые респонденты.

Неизвестные партнеры

В кассе ресторана «Куклы пистолеты» выдают чеки от имени ООО «ДА-консалтинг». По данным ЕГРЮЛ, OOO «ДА-консалтинг» было зарегистрировано в 2009 г. Его совладельцами числятся Дмитрий Левицкий и Андрей Шупегин: у каждого партнера по 50%. Левицкий является совладельцем и нескольких других юридических лиц, в том числе ООО «Форум М», которым владеют гендиректор этого общества Георгий Карпенко (1,78%), Елена Сухина (1,78%), Сергей Маляр (32,15%), Наталья Меделян (32,15%), Андрей Шупегин (25%) и Дмитрий Левицкий (7,14%). «Эта информация устарела и не отображает корректные данные об участниках проекта», – отметил Левицкий.

Будучи студентом ГУ-ВШЭ, Дмитрий Левицкий около года подрабатывал барменом в ресторане T.G.I. Friday’s. Школа международной сети, которая особое внимание уделяет обучению барменов и официантов, оказалась очень полезной и помогала ему во всех начинаниях, признается он. В 2002 г. вместе с партнерами Левицкий создал компанию Serviceman, которая специализировалась на консалтинге для розничного и ресторанного бизнеса.

Игра в «Куклы»

Идею собственного ресторана Левицкий вынашивал еще со времен T.G.I. Friday’s. Хотелось создать место с особенной атмосферой, с концепцией евро-американского бара, куда люди ходят регулярно, а не раз в год по праздникам, объясняет он. В 2008 г. Левицкий начал воплощать ее в жизнь вместе с партнером (имя которого он не раскрывает). В августе 2008 г. Левицкий подписал договор аренды на 200-метровое помещение на втором этаже здания недалеко от метро «Новослободская». Арендовали помещение по докризисным ценам, начали делать ремонт и до последнего момента сомневались, открываться или нет, говорит предприниматель. Но поскольку 70% инвестиций уже сделали, решили, что обратного пути нет. В декабре заработал бар-ресторан «Куклы пистолеты». «Название специально придумывали идиотское в хорошем смысле слова», – вспоминает Левицкий. К тому моменту у него уже была проверенная команда – например, Елена Сухина и Георгий Карпенко, работавшие с ним в T.G.I. Friday’s официанткой и поваром. Кстати, именно их руками и был реализован проект, а Дмитрий был скорее его идеологом. Дизайн заведения сделали нейтральным, зато под потолком подвесили множество кукол, встроили в интерьер гильзы и пистолеты. Изначально решили, что это будет заведение с довольно простой интернациональной кухней, с акцентом на барную стойку. Кстати, необычное название помогло не только выделиться среди конкурентов, но и отобрать персонал. На объявления о вакансиях «Кукол пистолетов» зачастую откликались творческие люди без стереотипов, которые легче усваивают корпоративный стиль: с клиентами здесь принято говорить, развлекать их, рассказывать новости и анекдоты. Официанты работают играючи: пишут друг для друга задания-фанты – например, признаться клиенту в любви, поговорить с ним на тарабарском языке, спеть песню, взобравшись на стойку, – а потом вытягивают их из шляпы.

Небойкое место

Инвестиции в открытие «Кукол» составили около 20 млн руб. Ресторан расположился в закоулке – в доме, вход в который непросто найти. В шаговой доступности – около 80 ресторанов и кафе. Да и фактор кризиса оказался неожиданным для рестораторов. «Когда ресторан открывался – на второй линии домов и втором этаже, – я не верил, что дело пойдет», – признается Надир Алимов, управляющий партнер Serviceman, которому Левицкий позже продал свою долю в консалтинговой компании.

За популярность пришлось побороться. Тогда окрестности «Новослободской» пестрели вывесками об «антикризисных бизнес-ланчах»: рестораторы заманивали клиентов ценами в 150–180 руб. «Мы изначально ориентировались на тех, кто ценит хорошую кухню и атмосферу, а вовсе не на аудиторию, которая хочет сэкономить», – говорит Левицкий. Поэтому вступать в ценовые войны «Куклы» не стали. Зато придумали маркетинговый ход, как рассказать о себе потенциальным клиентам. Все сотрудники «Кукол» – официанты, повара, бармены и менеджеры – принялись обзванивать близлежащие офисы. «Попадая на секретарей – разносчиков слухов, они предлагали им и их коллегам прийти на пробный бесплатный ланч», – рассказывает предприниматель. За месяц бесплатно пообедали несколько сотен человек. Акция, на которую потратили 50 000 руб., оказалась эффективнее, чем перетяжка, которая обошлась бы в 80 000 руб. «Люди подсели на место и кухню», – считает Левицкий.

«Куклы» удалось раскрутить за счет интересной атмосферы: сейчас ресторан заполнен и днем, и вечером, здесь полюбили тусоваться студенты, например из ближайшего РГГУ», – добавляет Алимов. К июню ресторан перестал генерировать убытки и вышел на прибыль. Случалось, что пришедшим на ланч или в пятницу вечером не хватало мест, и ресторан расширили вдвое: как раз соседи съезжали из-за кризиса. Появился зал для концертов, ежедневно проходят киноланчи. По сути, заведение стало работать в формате клуба.

Дорогая, я в Праге

Вдохновившись успехом, Дмитрий решил развивать новый проект – сеть баров «Дорогая, я перезвоню». Такое название – отсылка к целевой аудитории, людям любого возраста, которым нравится выпить и закусить не дома на кухне, а в баре, объясняет Левицкий. «Изучив конкурентную среду, мы убедились, что сетевых заведений, специализирующихся на барах, в Москве нет – и они должны стать очень востребованы в ближайшем будущем», – замечает он.

В 2010 г. Левицкий вместе с партнерами (Еленой Сухиной, Георгием Карпенко и Всеволодом Кулешовым) создал УК Hurma Management Group. Первый бар открылся в июле в бизнес-центре в Большом Строченовском переулке. Инвестиции в него составили 14 млн руб. В «Дорогой» появились и нехитрые развлечения: настольный футбол, вечером играет диджей, работает детский уголок по выходным. Посетителям стали предлагать бесплатные блины на завтрак, которые прямо в зале жарили менеджеры ресторана, в том числе управляющий Денис Жарков. Уже к октябрю «Дорогая» вышла на окупаемость. Средний чек сейчас составляет 800–1000 руб.

Почти одновременно с первым открылась «Дорогая» в Праге под вывеской «Darling, I’ll call you later». Поначалу она расположилась в строящемся здании: нормальную работу организовать там было невозможно, рассказала Елена Сухина, которая курирует пражский бар. В декабре «Дорогая» переехала в более удачное место недалеко от Вацлавской площади. «Чехи довольно консервативны, ходят в одни и те же заведения, иногда нужно, чтобы прошло три года, чтобы они заметили новый бар», – замечает Левицкий.

Бар за углом

Есть единичные рестораны, которые специализируются на барах, а вот сетевых проектов в Москве нет, замечает Валерия Силина, вице-президент по корпоративным коммуникациям «Ростик групп» (управляет ресторанами «IL Патио», «Планета Суши», T.G.I. Friday’s). «Некоторые сети успешно применяют стратегию «бара за углом» – садятся в непроходном месте, экономят на аренде, но только спустя 18 месяцев становится понятно, получился проект или нет», – говорит она.

«Куклы» болезнь роста уже пережили. Ресторан на 180 посадочных мест в самый горячий день недели – пятницу – посещают 400–600, а иногда и более 1000 человек, рассказал Георгий Карпенко, управляющий рестораном «Куклы пистолеты». Прирост оборота в прошлом году составил 39,7% по сравнению с 2009 г. В будние дни продается 160–180 ланчей. При этом ни копейки на традиционную рекламу не потрачено, гордится Левицкий.

Это очень хорошие показатели для московского ресторана, как и выход на окупаемость через шесть месяцев после открытия, считает ресторатор Дмитрий Борисов. И приводит в пример ресторан «Гоголь», который существует с 2002 г.: в дни концертов сюда приходит тоже примерно 600 человек в день (обычно по пятницам и субботам). Впрочем, клубы и модные места в Москве живут обычно 2–3 года. А вот развитие сети баров – дело перспективное, убежден Борисов. Хотя барная культура – привычка ходить в бары без всякого повода – у соотечественников еще не сформировалась, но все к тому идет. «Если мы будем в Европе, будем и в бары ходить – никуда мы не денемся!» – резюмирует ресторатор.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать