Бизнес не замечает, что государство о нем заботится

В последние годы государство демонстративно старается облегчить давление на малый и средний бизнес: принимает законы, поправки, регламенты. Стало ли бизнесу от этого легче? Об этом спорили на Всероссийском форуме малого и среднего предпринимательства

Административные барьеры не становятся ниже, несмотря на все заявления государства», – пожаловалась корреспонденту «Ведомостей» предпринимательница из Ленинградской области, делегат Всероссийского форума малого и среднего предпринимательства.

«В этом году, конечно, самый болезненный вопрос – повышение единого социального налога, – говорит Владимир Буев, вице-президент НИСИПП. – Об этом на форуме говорили практически все. Хотя представители налоговых органов наш форум так и не посетили».

Буев отмечает, что чаще всего от предпринимателей слышит жалобу, что «государство их не слышит», и вместо декларируемой поддержки малые предприниматели ощущают только рост административного бремени на бизнес.

Они все так же жалуются на проверки, рассказывают в НИСИПП. Хотя с мая 2009 г. действует закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который запрещает проводить внеплановые проверки без разрешения прокуратуры. «Фильтр прокуратуры оказался действительно эффективным, – отмечает Буев. – Там заворачивают до 70% заявок. Но есть немало исключений из правил, когда повторные и внеплановые проверки могут проводиться и без разрешения».

«Осенью прошлого года к нам в компанию с проверкой приехала одна из служб и, не найдя никаких нарушений, предложила выписать формальный штраф на сумму 10 000 руб., – улыбается Виктор Лопатин, гендиректор пивной компании «Вагант». – «Такого не может быть, нам никто не поверит», – аргументировали они».

«Чаще других, судя по результатам наших опросов, предприниматели жалуются на проверяющих из Роспотребнадзора», – говорит Буев. И по закону они могут проводить повторные проверки по жалобам Общества защиты прав потребителей без разрешения прокуратуры. Cогласно данным Минэкономразвития, фактически согласуется всего 4% проверок, на остальные 96% никакого согласия вообще не требуется.

«Мне кажется, что бремя проверок со стороны МВД и МЧС все же снизилось, – полагает Буев. – Хотя и на их работу нареканий со стороны предпринимателей много. Но, с другой стороны, и проверок они проводят больше прочих надзорных органов».

«За последний год мы не почувствовали по себе ни ухудшения ситуации с проверками, ни облегчения, – говорит Максим Можар, генеральный директор «Лискома». – Как прежде, так и сейчас, чтобы подготовить производственное помещение к эксплуатации по правилам пожарной безопасности и получить подтверждение плана эвакуации при пожаре, надо приобрести огнетушители в той компании, на которую укажут».

«В начале года у нас была налоговая проверка, – рассказал директор по продажам одной торговой оптовой компании. – Мельком взглянув на список контрагентов, они объявили всех фирмами-однодневками и предложили «решить вопрос» за 4 млн руб. Мы не согласились, и нас стали проверять дальше. Нашли несколько незначительных нарушений и насчитали официальный штраф на 300 000 руб.».

Не облегчил предпринимателям работу принятый в декабре 2009 г. новый «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

«Нас вынудили закрыть уже пять лет работающий по всем правилам высокорентабельный санаторий только потому, что по новому регламенту лестничные пролеты оказались уже на 7–15 см», – рассказали в министерстве экономического развития Республики Башкортостан. Буев опасается, что таких историй в дальнейшем может быть больше: «По новым правилам на стадии проектирования и строительства заключения пожарного надзора больше не требуется. А вот когда здание построено и внести конструктивные изменения в постройку будет уже невозможно, придет проверяющий с плановой проверкой и укажет на формальные нарушения, таким образом провоцируя предпринимателя решать вопрос за деньги».