Как работать с идиотом

У британских менеджеров есть поговорка: «Люди уходят от начальников, а не из компаний». Недавно так оно и было. Но кризис изменил положение вещей. Менеджеры все чаще ищут общий язык даже с плохим боссом

Каких начальников можно назвать плохими? Первый и самый распространенный типаж – некомпетентный босс. Второй типаж – глуповатый и невежественный руководитель, причем с какой-то точки зрения он даже безобиднее некомпетентного. «Рядом с некомпетентным боссом вы можете вырасти как профессионал, так как все время будете прикрывать его промахи», – говорит Джейн Кларк из ведущей британской компании в области психологического консалтинга Nicholson McBride.

Однако Джон Хувер, автор книги «Как работать с идиотом» (How to Work with an Idiot), предостерегает: не надо покрывать босса ценой собственной карьеры. «Если вы отрекаетесь от власти и ответственности в пользу менее умного и талантливого человека, то кто тогда идиот?» – пишет Хувер.

Еще хуже работать с боссами – параноиками, садистами, мазохистами или интриганами в духе Макиавелли. «Если ваш руководитель – Макиавелли, нужно понять, что им движет. Преподнесите себя как человека, который поможет добиться цели. Это не значит, что вы должны полностью раскрыть карты. Просто не надо слепо выполнять все его указания», – говорит Хувер. Такая стратегия применима и к другим неадекватным руководителям. С боссами-садистами надо притворяться страдающим. Создайте впечатление, что вы работаете в условиях ужасного прессинга. Боссы-мазохисты должны почувствовать, что вы вместе с ними переживаете из-за рабочих проблем. «Выразите свою симпатию и заверьте, что вы страдаете вместе с ними», – объясняет Хувер.

Но сначала спросите себя, действительно ли руководитель так ужасен. «Дело может быть в индивидуальных различиях. Интроверты часто не выносят экcтравертов. Вы, например, можете считать босса бесчувственным человеком, а потом неожиданно обнаружить, что с ним можно поделиться любой мыслью», – рассказывает коуч Джералдин Геллечер. А Кларк говорит: «Проявите гибкость, если ваш босс компетентен, но не обладает эмоциональным интеллектом».

«Не зацикливайтесь на своем руководителе и не обижайтесь на него. Не втягивайтесь в бесконечные обсуждения его поведения и не анализируйте его поступки. Лучше подумайте о перспективах сотрудничества», – считает Геллечер.

Кларк советует держать стратегическую дистанцию между собой и боссом: «Установите тесные отношения с другими акционерами».

«Помните, что компания назначила этого человека руководителем. Когда вы бросаете вызов плохому боссу, вы тем самым вынуждаете топ-менеджеров совершать действия, которые они, скорее всего, совершать не хотят, – напоминает Хувер. – Но «убить» кого-либо в организации можно, только если его «смерти» хотят все вокруг».

Некоторые считают, что с трудным начальником можно большему научиться, чем с хорошим, продолжает Хувер. Кроме того, с плохим руководителем вам легче укрепить свои позиции в организации, особенно если вы находите с ним общий язык: «Вы же хотите, чтобы вас считали человеком, способным работать с трудными людьми?».