Пора озаботиться менеджментом поставок из Японии

После землетрясения и цунами в Японии компании бросились обсуждать проблемы с поставками японских товаров по всему миру. Эксперты советуют всем без исключения бизнесменам заранее озаботиться менеджментом поставок

Японский бизнес традиционно работает по системе поставок «точно в срок». Но в условиях самого сильного за последние десятилетия землетрясения такой подход к менеджменту поставок не сработал. Компании оказались не в состоянии справиться с последствиями катаклизма – и вскоре могут начаться сбои в поставках японской продукции по всему миру, считают эксперты.

Истории известен случай, когда французы начали заранее готовиться ко Второй мировой войне, возведя систему укреплений на границе с Германией, названной линией Мажино. Подобно французам, японские компании должны были заранее принять меры по обеспечению безопасности своего бизнеса, говорит Доминик Эллиотт , профессор школы менеджмента Ливерпульского университета. Однако, скорее всего, лишь часть японских компаний понесет значительный ущерб, остальные отделаются незначительными потерями, но все без исключения пересмотрят на будущее систему поставок.

Во имя непрерывности

Мало кто задумывается о том, как выстраиваются связи между производителями, поставщиками, дистрибуторами и конечными потребителями. Обычно об этом начинают думать, когда в системе происходит сбой. Например, известны случаи, когда с полок магазинов слишком быстро исчезали сверхпопулярные товары и из-за этого начинались перебои в поставках. В 1980-х гг. большим спросом пользовались мягкие игрушки «капустные куклы» (Cabbage Patch dolls), в 2000-х – айпэды.

Сбои в поставках других товаров менее заметны, но обходятся компаниям еще дороже. Так, высокотехнологичная компания Cisco считала себя идеалом в сфере логистического менеджмента – она мониторила свои доходы и расходы в этой сфере на почасовой основе. Но в 2001 г. Cisco не смогла отследить падения спроса на свои продукты после того, как лопнул интернет-пузырь, и в результате списала $2,5 млрд в счет погашения неоплаченных акций и уволила тысячи работников.

Во время природных катаклизмов сбой в поставках становится наиболее очевидным, говорят эксперты. Например, сейчас прерваны поставки многих японских продуктов в США. Пострадали даже те, у кого не было системы прямых поставок в Японию и из нее. Так, один тайваньский производитель чипов пользовался подводным кабелем для переправки цифровых данных в эту страну. Кабель был поврежден во время землетрясения. Теперь компания ищет новые пути доставки, а бизнес в это время простаивает.

Для таких случаев и требуются планы по обеспечению непрерывности бизнеса, подчеркивает Джин Вонг, профессор Стэнфордской школы бизнеса. События в Японии должны заставить компании пересмотреть системы организации поставок. Похоже, пора научиться совмещать простую задачу поставки товара в срок с риск-менеджментом и планом обеспечения непрерывности бизнеса, говорит он.

Станут умнее

Сейчас большинство западных компаний везут продукты и детали для сборки издалека, в основном из Азии. При этом все пользуются одними и теми же маршрутами, что увеличивает риск сбоя в случае непредвиденных обстоятельств. Лишь некоторые фирмы заботятся о сокращении расстояний перевозок. Например, розничные сети Zara в Испании или Marks & Spencer в Великобритании шьют одежду в Турции или Восточной Европе, а не в Азии. Они компенсируют более высокие затраты на производство более низкой стоимостью перевозок.

Улучшились и технологии отслеживания пути товаров. Менеджеры по поставкам компаний пользуются технологиями, разработанными армией и благотворительными организациями для чрезвычайных ситуаций – для военных конфликтов (поставки боеприпасов) и для стихийных бедствий (поставки медикаментов и продуктов питания). Менеджеры, которые могут полностью проследить путь товара от поставщика к конечному потребителю, более оперативно и гибко реагируют на сбои в системе, говорит Эллиотт из Ливерпульского университета: «Они очень изобретательны в отношении ликвидации последствий угроз».

А Вонг из Стэнфордской школы бизнеса считает, что идеальная логистическая цепь должна быть и гибкой и крепкой одновременно, задача компании – найти баланс между двумя крайностями. Стихийные бедствия в Японии должны научить компании уделять больше внимания вопросам безопасности в логистике, говорит он. Иными словами, нет смысла винить во всем существовавшую до сего времени систему поставок в срок. Поставщики переживут этот кризис, как переживали многие предыдущие. Просто они станут мудрее и, несомненно, усовершенствуют свои логистические схемы, заключает эксперт.