Какую пользу приносят "Почте России" внутренние стажировки

«Почте России» свойственно перемещать по стране не только письма и бандероли граждан, но также и руководителей всех рангов – из города в город, из высоких кабинетов в рядовые почтовые отделения. На днях начальники московского и петербургского сортировочных центров поменялись местами, чтобы собственноручно синхронизировать работу интеллектуальных систем
Д.Гришкин

Сколько стоит сортировка

Около 50 млн евро, по данным «Интерфакса», составили инвестиции в петербургский АСЦ. «Почта России» эту цифру подтверждает. В АСЦ установлены лицевально-штемпелевальная машина, две письмосортировочные машины, одна машина для сортировки нестандартных конвертов и одна для сортировки посылок и бандеролей.

У«Почты России» это не первый опыт стажировок сотрудников внутри компании. В прошлом году руководство предприятия обязало всех топ-менеджеров, включая руководителей 86 региональных филиалов, раз в год проходить пятидневную практику в качестве обычных операторов связи и почтальонов. Тогда первый заместитель гендиректора ФГУП «Почта России» Денис Чуйко, откомандированный в Плес Ивановской области, рассказывал, что главная идея проекта состоит в том, чтобы менеджмент на время забыл о том, что он менеджмент, и получил бы полное представление о том, что происходит на местах. В 2010 г. практику в разных городах прошли шесть топ-менеджеров предприятия, в этом году – пока только один. Между тем в аппарате управления «Почты России» топов – 900 человек.

Обхитрить оборудование

С июля этого года стажировки проходят также руководители региональных автоматизированных сортировочных центров (АСЦ), которых у почты сейчас два – в Подольске и Петербурге. Начальник московского регионального АСЦ стажируется в центре Петербурга, а начальник петербургского АСЦ – в Подольске.

Сегодня письма уже не перекладывают с места на место тетеньки-сортировщицы: сортировка почты происходит с использованием высокоэффективных IT-технологий и современных интеллектуальных систем, пояснили в пресс-центре «Почты России». Почта задалась целью построить всероссийскую сеть таких центров, но использует при этом оборудование разных производителей. На АСЦ Подольска, который был открыт в декабре прошлого года, установлены машины итальянской компании Selex Elsag SpA, а в Петербурге – немецкой компании Siemens AG.

Почта, обработанная на одном оборудовании, попадает на доставку в другой центр с другим оборудованием и иногда случаются сбои, не скрывает директор филиала ФГУП «Почта России – автоматизированные сортировочные центры» Александр Ходачек. «Например, был случай, когда машина, установленная в Петербурге, не приняла технологический код почты, пришедшей из Москвы», – говорит он. Сбой в итоге устранили, призвав на помощь производителей. «Но руководители АСЦ должны сами во всем разбираться, уметь синхронно работать и дистанционно решать какие-то технологические вопросы», – поясняет Ходачек, добавляя, что стажировки снижают риск возникновения разных нештатных ситуаций.

«В каждом городе разная зона обслуживания, поэтому и оборудование разное – каждое со своим техническим заданием, – объясняет сотрудничество с двумя партнерами Ходачек. – Например, машина для сортировки посылок и бандеролей в Петербурге имеет всего 83 выхода (направления сортировки), а в Подольске – 320. Это не говорит о том, что одно оборудование хуже, а другое лучше. Просто зона охвата подольского центра – это 5200 отделений связи, что составляет почти 26 млн населения и около 25% почты всей страны. А в Петербурге –1700 отделений и около 5% всей почты».

Чего им еще надо

Впрочем, руководители петербургского и московского АСЦ, по словам Ходачека, будут разбираться не только в оборудовании. «На разных участках ручной сортировки посылок разная производительность – у одних 80 ящиков в смену, у других – 10, при этом зарплату люди получают одинаковую», – говорит он. Задача руководителей после стажировки – предложить также общие нормативы и способы мотивации персонала, пояснил Ходачек.

«В плане условий труда у нас уже все есть по максимуму, – полагает Сергей Кувшинов, начальник московского регионального АСЦ «Почты России». – Я был в разных европейских почтовых центрах и никаких принципиальных отличий не заметил». Люди на участках сортировки работают в спецодежде (предусмотрена летняя легкая и зимняя теплая форма), посменно (по 12 часов в день: два дня – в дневную смену, два дня – отдых, два дня – в ночную смену), что для них очень удобно, и получают среднюю зарплату 16 000 руб. (такова, в частности, зарплата оператора третьего класса), перечисляет Кувшинов. «В Москве, правда, еще организована доставка персонала до места работы, неплохо было бы то же самое сделать в Петербурге», – отмечает он.

«Люди мотивированы уже тем, что работают в современных комфортных условиях», – убежден начальник санкт-петербургского АСЦ Евгений Смоляк. Но чтобы еще дополнительно их простимулировать, сейчас, по его словам, «разрабатывается проект» о введении сдельной оплаты труда для сотрудников сортировочных центров.

Спорный вопрос

В российском представительстве международного оператора экспресс-доставки DHL стажировки сотрудников внутри компании не практикуются – ни для топ-менеджеров, ни для линейных руководителей. «У нас действует так называемая политика внутреннего найма, когда на вышестоящие должности назначаются свои же сотрудники, – рассказала Елена Петрова, директор по работе с персоналом DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы. – Так, большинство управленцев компании прошли путь с начальной позиции до руководящей и знают бизнес изнутри». По ее словам, к примеру, финансовый директор компании, директор отдела по операционной деятельности и директор по работе с клиентами начинали свою карьеру в компании с позиций обычных сотрудников отделов.

А вот в группе компаний Food Service Capital (ресторанная сеть «Арпиком») считают, что ротация кадров полезна: для обмена опытом и понимания функциональных обязанностей. По словам Нины Литвиновой, управляющей Food Service Capital, раз в полгода сотрудники управляющей компании стажируются в ресторанах, и наоборот – сотрудники ресторанов проходят практику в бухгалтерии, юридическом и HR-отделах. «Один из наших топ-менеджеров проходил стажировку в ресторане как раз в момент проведения там акции «таинственный гость» и получил самые низкие оценки, – вздыхает Литвинова. – Это простимулировало его более внимательно отнестись к процедуре проверок и пересмотреть чек-лист. Список параметров, по которым оценивались сотрудники, сузился, зато стал более понятным». Другой сотрудник ресторана, по ее словам, поработав в бухгалтерии, предложил изменить график работы приема документов от ресторанов: если раньше у каждого ресторана был свой бухгалтер, которого иногда приходилось ждать, то теперь в компании работает служба единого окна.