Об эре матриархата в российской бизнес-среде говорить рано


Споры о плюсах и минусах руководителя и руководительницы не смолкают, наверное, с тех самых пор, когда женщина впервые встала к штурвалу. Однако, чем вступать в дискуссию, стоит просто признать: то, что сегодня выглядит как упущение, завтра может принести пользу – и наоборот.

Так, женщины склонны больше дорожить репутацией – как личной, так и деловой – и, конечно, высоко ставят репутацию компании. Но тут кроется и первый подводный камень, редко поджидающий мужчину, – излишняя осторожность может быть расценена как неуместный консерватизм, гиперответственность может нанести ущерб креативу. Мужчина, не особенно задумывающийся о шлейфе, который оставляет за собой, больше склонен порой к необдуманному риску, однако скорее примет непопулярное, но эффективное решение.

 

Или, скажем, другой пример. Женщины, по природе склонные к созиданию и гармонии, часто стремятся организовать вокруг себя определенную, органичную и психологически комфортную среду, поэтому климат в коллективе, созданном под началом леди, чаще бывает теплым, дружественным. Однако это может повлечь за собой «клановость», застой и другие возможные опасности для бизнеса. Мужчине же проще рубить с плеча, что иногда бывает оправданно и полезно.

 

Такой процесс, как управление компанией руками женщины-босса, в последнее время обсуждается всё горячее, и создается впечатление, что женщины на руководящие должности пришли недавно. Однако не стоит забывать о том, что, скажем, в советское время руководящие позиции в политике, экономике и культуре совсем нередко занимали представительницы прекрасного пола. При этом, разумеется, нельзя не признать, что в наше время эта тенденция действительно претерпела изменения. Такое явление, как женщина-руководитель, выглядит сегодня иначе как количественно, так и качественно. Давайте попробуем разобраться, что же сейчас для рынка означает такой фактор, как женщина на управленческой должности.

 

Знаете, какие реальные изменения принес XXI век в жизнь бизнес-леди? Женщины всё чаще переходят из поддерживающих подразделений в реальный бизнес. Из уже привычных областей культуры, финансов и PR – в генеральные и операционные директора крупных бизнесов. Почему же ситуация стала складываться таким образом?

 

После перестройки, когда бизнес-элита только становилась, топовые позиции в большинстве своем были отданы мужчинам. Женщины если и добивались каких-то существенных продвижений по карьерной лестнице, то все равно несли на себе скорее support-функции. Специфика российской среды – агрессия, захватничество – по определению чужда слабому полу. Что оставалось делать амбициозным дамам в момент, когда практически все холдинги строились путем рейдерства и агрессивных сделок по поглощению. Очевидно, необходимо было просто дождаться своего часа.

 

Время изменилось – ведение бизнеса стало более прозрачным, понятным. В наши дни структура рынка устоялась, выровнялась, стала гораздо более цивилизованной. Если говорить проще - от топ-менеджера больше не требуется валить оппонента на обе лопатки. Свойственные дамам-руководителям внимание к деталям, тяга к стабильности, настрой на созидание, наконец, оказались применимы и даже весьма востребованы, так как актуальность приобрела обязанность «просто вести бизнес».

 

Тут стоит допустить оговорку – при всех своих положительных деловых качествах женщина-руководитель не всегда безоговорочно полезна бизнесу. Эффективность определенной когорты управленцев всегда находилась в прямой зависимости от стадии развития компании. Поэтому стоит признать, что в период бурного, активного развития, при уверенной экспансии, у руля увереннее и результативнее, как правило, ведет себя мужчина. Если оценить ситуацию с точки зрения психологии – освоение новых территорий вообще свойственно больше мужской природе, тогда как женщинам лучше удается обживать уже захваченные.

 

Именно поэтому задачи по удержанию, развитию и улучшению уже достигнутых результатов продуктивнее исполняются женщиной с ее генетической предрасположенностью к методичности, ответственности, а планку по существенному увеличению доли на рынке, качественному прорыву легче будет достичь мужчине.

 

При том что мы говорим сейчас об определенной стабильности в бизнесе, дать точный прогноз на будущее все же сложно. Однозначно можно сказать, что число женщин-руководителей будет расти, они уже доказали, что умеют блестяще исполнять эту роль, зарекомендовали себя перед рынком и подтвердили свои достижения хорошими финансовыми показателями. Не рискну предположить насчет распределения сил между полами на руководящих должностях 50 на 50, но о 25–30% проникновения женщин в топ-менеджемент можно говорить смело.

 

Сфер, где женщины с успехом могут найти себе применение, предостаточно - telecom, media, PR, реклама, сфера услуг, аудиторские, консалинговые компании. Так почему же мы не будем заикаться о времени, когда в резюме пол и возраст будут вовсе исключены из описания вакансии, когда репутация структурированного, делового менеджера станет единственным решающим фактором при приеме на работу?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте представить женщину в роли генерального директора в сфере тяжелой промышленности. Затруднительно. Из-за специфики бизнеса она не вписывается, не находит общего языка в подобных отраслях, а так как российский рынок носит характер преимущественно сырьевого, можно сказать, что здесь в доминантном положении еще долго – всегда? – будут оставаться мужчины.

 

Да, XXI век принес свежее веяние в вопрос о леди-боссе, однако особенности российского рынка накладывают на него свой отпечаток и женщине-управленцу всё еще могут деликатно, а то и в открытую намекнуть о «Kinder, Küche, Kirche». Но, несмотря на то что, как правило, руководящая должность действительно не снимает с женщины обязанностей хозяйки, жены и матери, именно сегодняшнее поколение руководительниц доказало – все возможности для управления бизнесом у прекрасного пола есть.