В Индии до сих пор успех бизнеса зависит от кастовых предрассудков

История успеха индийских предпринимателей Сачина и Бинни Бансалов была бы банальна в американской Кремниевой долине, где выпускники часто открывают свое дело. Но в Индии входной билет в бизнес достается молодым людям не так легко – кастовые ограничения действуют и по сей день

Сачин и Бинни не братья – они просто однофамильцы. Один происходит из семьи фермера, другой – из семьи госслужащего. Их родственники никогда не имели отношения к бизнесу. Тем не менее в 2007 г. молодые люди решили открыть небольшой интернет-магазин по продаже книг. Ради бизнеса они ушли из крупной компании Amazon India (подразделение Amazon.com Inc), где работали после университета. Потрясенные случившимся знакомые и родные решили, что Бансалы сошли с ума. «Нас отговаривали заниматься бизнесом. Никто не понимал, почему мы отказываемся от престижной работы», – смеется Бинни. «У нас была работа, и притом хорошая. Но и мечта была», – поддакивает Сачин.

Считанные случаи

За всю историю индийского бизнеса можно насчитать всего несколько случаев стремительного перехода «из грязи в князи». Самый яркий пример – Дхирубхай Амбани, который, будучи сыном бедного учителя, создал одну из крупнейших индийских корпораций Reliance Industries.

Никто не верил, что молодым людям удастся извлечь крупные прибыли из бизнеса со стартовым капиталом в $10 000. Причем за пять лет. Однако сегодня аналитики оценивают капитал Flipkart.com, которую создали Бансалы, примерно в $400 млн.

Сумасшедшие однофамильцы

«Молодые аналитики из инвестфонда с самого начала посчитали наш бизнес интересным. Но их партнеры более зрелого возраста нас отвергли: решили, что два молодых человека не могут раскрутить бизнес», – рассказывает Бинни.

В Индии крупными предпринимателями и топ-менеджерами компаний традиционно становятся выходцы из семей бизнесменов или менеджеров. А тот, кто родился в семье специалиста или госслужащего, идет по стопам родителей. Его ждет участь рядового наемного сотрудника. Это явление – отголосок времен, когда профессия человека строго определялась кастой, к которой он принадлежал.

«Сначала мы вели бизнес из собственной комнаты, где стояло два компьютера», – рассказывает Сачин. Первый заказ они получили через 10 дней после создания сайта. Человек из штата Андхра-Прадеш решил купить у них книгу «Оставить Microsoft, чтобы изменить мир» (Leaving Microsoft to Change the World). Ее автор, Джон Вуд, бросил престижную работу, чтобы основать международную организацию Room to Read. «В этом была ирония судьбы, ведь мы сами оставили Amazon, чтобы изменить нашу жизнь», – улыбается Сачин. «Нам потребовалось два дня на поиски книги. Мы продали ее с убытками для себя, потому что задержали доставку товара клиенту», – вспоминает Бинни.

Начинать бизнес с нуля было сложно. «Немало времени ушло на то, чтобы убедить дистрибуторов и продавцов книг, что мы занимаемся серьезным бизнесом и у нашей компании есть будущее», – рассказывает Сачин. Только через полгода бизнес начал приносить прибыль. Полученные деньги предприниматели вложили в наем сотрудников и аренду нового, просторного офиса. «Полтора года мы жили без зарплаты, тратя наши сбережения и деньги, взятые в долг у родителей, которые нам очень помогали», – вспоминает Сачин.

Инвесторы сломались

Первый год компания Flipkart.com росла быстрыми темпами. Объем продаж удваивался поквартально. Этому немало способствовала система оплаты заказов наложенным платежом и включение все новых и новых названий в каталог книг. Flipkart.com быстро завоевала репутацию компании, где книголюбы могут найти все нужные книги.

Но, несмотря на звездный взлет, лишь немногие серьезные инвесторы обратились к Бансалам с предложением поддержать их проект. «Мы знали, что нам будет трудно привлечь венчурных капиталистов. На тот момент прошло всего два года, как мы закончили колледж. У нас почти не было опыта работы. Нужно было создать приличную базу клиентов, чтобы мы могли предъявить нечто реальное», – объясняет Бинни.

Инвесторы заинтересовались молодыми предпринимателями только в середине 2009 г. Вскоре Flipkart.com получила первый $1 млн из одного венчурного фонда. А еще через некоторое время американский венчурный фонд инвестировал в компанию $10 млн. «С этого момента наш бизнес стал стремительно расти, – констатирует Сачин. – Мы открыли множество офисов, наняли новый персонал и расширили каталог книг».

Новые идут

Помимо Бансалов яркими представителями новой касты предпринимателей можно назвать Самира Патила, бывшего партнера McКinsey, и Сушита Моханти, который ранее работал в Nasa и Boeing. Патил в 2007 г. создал первую индийскую медиагруппу, выпускающую продукцию для детей. Компания стала индийским аналогом Walt Disney и Sesame Workshop (некоммерческая организация, выпускающая популярную передачу «Улица Сезам»). А Моханти вернулся в Индию в 2008 г. и тут же создал первую в стране частную консалтинговую компанию, работающую в сфере космоса, Earth2Orbit. Он консультирует правительственное космическое агентство, а также частные фирмы в отношении развития бизнеса в космосе.

По мнению Аджита Рангнекара, декана Индийской школы бизнеса (ISB), появление нового поколения предпринимателей было бы невозможно без реформ, проведенных в стране в 1991 г. Тогда Индия оказалась на грани дефолта. Реформы не поменяли принципиальных основ индийской экономики, но сделали ее более либеральной и открытой. «В Индии – такой, какой она была до 1991 г., – начать свое дело было крайне сложно. Нужны были груды лицензий и связи в правительстве. В Индии было мало не семейных компаний», – рассказывает он.

Большое влияние на формирование новой предпринимательской культуры в Индии оказало также бурное развитие сектора IT-аутсорсинга, добавляет Падмаджа Рупарел, президент общества Angel Investors, которое объединяет инвесторов, финансирующих новые проекты. И все же инвесторы до сих пор неохотно вкладывают деньги в новые проекты, признается Винарма Шастри, партнер консалтинговой компании Grant Thornton. По его словам, большинство фондов инвестируют в компании, которые работают на рынке хотя бы год или два. Совсем молодые проекты вынуждены финансировать себя сами. В ход идут либо личные сбережения, либо деньги семьи.

Но все аналитики сходятся в одном: следующее поколение индийских миллиардеров будет состоять из таких людей, как Сачин и Бинни.