85% россиян готовы перейти из западной компании в российскую

Чаще всего стимулом для перехода может стать не повышение оклада, а карьерный рост и возможность работать над перспективным проектом
Fotolia/ PhotoXPress

Мотивы перехода в российскую компанию из зарубежной (MarksMan)

Что привлекает россиян в потенциальном работодателе (MarksMan)

Лишь 15% россиян не согласились бы покинуть иностранную компанию ради перспективной работы в российском бизнесе, утверждают специалисты MarksMan, опросив в июле более 700 представителей российских и международных компаний разных сегментов рынка. Среди респондентов 20% - топ-менеджеры, 49% - руководители среднего звена, 31% - специалисты.

"Авторитет российского бизнеса за последние годы заметно вырос, - считает старший консультант Morgan Hunt Михаил Черепнев. - Еще четыре года назад была тенденция в пользу западного: с поэтапным развитием иностранных компаний в России и вплоть до кризиса 2009 г. российские специалисты активно переходили из российских структур в западные". По его мнению, международный бизнес по сей день привлекателен своей стабильностью: умеренный, заранее рассчитанный карьерный рост, более структурированные и отработанные бизнес-процессы. «В российских же компаниях можно, рискнув, в короткий срок получить большой куш», - размышляет эксперт.

За что готовы купиться

По данным MarksMan, свыше трети (35%) сотрудников международных компаний готовы перейти на работу в российские, если перед ними будут поставлены более интересные задачи, 24% в качестве причины рассматривают посулы карьерного роста, а 22% - увеличение зарплат (см. график №1). Опрос показал, что чем ниже позиция кандидата, тем большее значение для него имеет повышение зарплат. Так 40% специалистов в качестве основной причины для перехода назвали более высокие доходы, в то время как для такой же доли менеджеров (41%) главную роль играет наличие интересных проектов и задач. Четверть управленцев предпочли бы российскую компанию международной, если им предложат более заманчивые перспективы роста. Более масштабный бизнес и топовые позиции в рейтингах отечественного конкурента имеют значение для 15 и 12% респондентов соответственно.

«Это вполне естественный тренд, - комментирует результаты директор рекрутинговой компании Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен. - Профессионалы, которые уже имеют стабильно высокий доход, вряд ли станут менять интересную позицию в своей компании в погоне за прибавкой». Он поясняет, что на уровне менеджеров при переходе варьируются не столько зарплаты, сколько масштабы предполагаемых задач: например, возможность развить направление или вывести компанию на новый рынок.

Лучше - наоборот

При выборе конкретных вакансий бренд компании интересует лишь 25% респондентов MarksMan (см. график №2). Тем не менее 70% респондентов считают, что при прочих равных западные компании предпочтительнее отечественных. Исследователи отмечают, что почти полное отсутствие интереса к переходу в российскую компанию из международной продемонстрировали представители рынка медицинского оборудования и фармацевтики. Единственное, что могло бы побудить кандидатов данного сегмента на подобный переход, – более высокая позиция и расширение зоны ответственности. Чего не скажешь о представителях IT-компаний и банков – в этих сегментах, напротив, почти все кандидаты готовы рассматривать такие переходы в случае получения более интересных предложений от компаний-работодателей.

«К сожалению, ни для кого не секрет, что российские компании в привлекательности для сотрудников серьезно уступают международным», - считает Юрий Дорфман, партнер хедхантинговой компании Cornerstone. На его взгляд, связано это может быть с управленческими рисками. «Решения, принимаемые руководством, могут носить бессистемный, непоследовательный характер», - говорит Дорфман. «В отечественном бизнесе топ-менеджер должен быть готов идти на определенные риски и принимать непопулярные решения, зачастую действовать в условиях неопределенности», - замечает Сергей Кордашенко, управляющий партнер консалтинговой компании в области управленческого капитала RosExpert.

«Топ-менеджеры, основной стаж которых приходится на работу в российских компаниях, при смене работы чаще ориентируются на продолжение своей трудовой деятельности также в российских компаниях. Если говорить, например, о 90-х, то некоторые иностранные управленцы, приехавшие на работу в Россию, провалились, пытаясь копировать западный опыт без учета российских реалий», — комментирует Кордашенко. «Бывают на практике и случаи, когда сотрудник, перейдя из западной в российскую компанию, попадает в условия, к которым он просто не может приспособиться», — добавляет Черепнев из Morgan Hunt.

Гермерсхаузен считает, что на практике сложная и громоздкая организационная структура, туманность перспектив роста, часто и более низкий уровень зарплат - одни из основных опасений, удерживающих менеджеров от перехода в российские компании. «Тем не менее на рынке есть сильные российские компании, которые переманивают специалистов с западным опытом как на новые направления работы, так и для решения текущих задач. Так же поступают и западные структуры по отношению к российским», - возражает Черепнев. "Что касается общей тенденции, то сегодня для менеджеров нет каких-либо четко выраженных предпочтений при переходе", - считает он.