Как извлечь прибыль из мирового кризиса и арабской нерасторопности

Американцы Джей Си Батлер и Сим Уотли приехали в Дубай в поисках работы, но трудоустроиться не смогли. Тогда молодые люди решили открыть необычный для ОАЭ бизнес: накануне мирового экономического кризиса создали сайт по размещению рекламных объявлений Dubizzle.com и неожиданно преуспели
Dubizzle.com

Джей Си Батлер и Сим Уотли друг с другом спорят редко. Самые серьезные разногласия между ними возникли, когда решалось, стоит ли наряжаться в костюмы спасателей и приклеивать себе накладные усы для съемки в дубайской версии американского журнала Hello, который проявил к ним интерес в 2007 г. после оглушительного успеха сайта Dubizzle.com среди иностранцев в Дубае. Молодым людям тогда было чуть за 20, а их снимки должны были появиться в приложении Hot 100 в списке самых известных людей Дубая рядом с фотографиями знаменитостей и шейхов. Это приложение весьма популярно у читателей, но многие посмеиваются над тем, что журнал поет дифирамбы напыщенным персонам. Уотли тогда очень хотел сниматься, а Батлер сомневался, что это поможет их бизнесу. После череды жарких споров Батлер скрепя сердце согласился сниматься. Но только потому, что Уотли, в свою очередь, согласился делать это с юмором.

Не шутка. Джей Си Батлер, предприниматель

«В 2006 г. люди спрашивали: «Dubizzle.com? Это сайт, который появился в Дубае?» А в 2007 г. нам уже говорили: «Дубай? Это там, где открылся Dubizzle.com?»

Кризис подыграл

Сим Уотли, предприниматель. «Кризис стал для нас настоящей удачей: покидавшие ОАЭ иностранцы продавали мебель и дорогие машины, владельцы квартир засыпали сайт объявлениями о продаже или сдаче в аренду недвижимости, потому что пытались заработать хоть какие-то деньги».

Так среди фотографий серьезных бизнесменов, гламурных ливанских телеведущих и традиционно одетых дубайских богачей появился снимок Батлера и Уотли в купальниках, темных летных очках и накладных усах. В течение трех последующих лет они развлекали читателей приложения, публикуя смешные автопортреты. В последнем номере один из партнеров одет как мексиканский борец на ринге, второй изображает молодого бизнесмена, играющего в гольф. На лицах – «фирменные» накладные усы, а под фотографией весьма фривольная подпись.

Самые успешные

Dubizzle.com – один из самых успешных онлайн-проектов во всем арабском мире. Батлер и Уотли не раскрывают цифр годового оборота компании, но говорят, что все вместе английская, французская и арабская версии сайта привлекают 1,5 млн посетителей. Количество просмотров страниц – 70 млн в месяц по всему Ближнему Востоку. В компании работает 58 человек. Гламурный, выкрашенный в яркие цвета офис Dubizzle.com выглядит именно так, как должен выглядеть офис интернет-компании в деловом центре Дубая.

Дубай тяжело пережил мировой финансовый кризис 2008 г. Но в трудных экономических условиях Dubizzle.com не только не разорилась, но, наоборот, расцвела. Покидавшие ОАЭ иностранцы продавали мебель и дорогие машины, а владельцы квартир засыпали сайт объявлениями о продаже или сдаче в аренду недвижимости, потому что пытались заработать хоть какие-то деньги. Кроме того, многие компании сократили рекламные бюджеты и стали чаще размещать рекламу в интернете, так как это обходилось им дешевле. «Звезды сложились для нас удачно», – улыбается Уотли.

Но начинался бизнес совсем по-другому. В 2005 г. двое бывших коллег приехали в Дубай в поисках, как они говорят, «какой-нибудь крутой работы». Ничего не найдя, они вскоре оказались в тесной квартирке приятеля, где спали на чужой кровати и ели дешевую еду, приправленную соусом карри. Уотли и Батлер столкнулись с типичными для экспатов проблемами. Это поиски работы, жилья, покупка бывшей в употреблении мебели, бытовой техники и машин. Молодые люди сразу заметили: несмотря на экономический бум, в Дубае до сих пор никто не догадался создать доступный всем интернет-сайт рекламных объявлений.

«Все началось с восклицания: «Вот здорово, если бы такой сайт здесь был!» Потом мы провели небольшое маркетинговое исследование и разработали план действий. Но все равно решение открыть свое дело было спонтанным», – рассказывает Батлер.

Низкий старт

У Батлера и Уотли были личные сбережения – всего $12 000. Молодые люди вложили их в сайт Dubizzle.com, который создали по образу и подобию британского сайта Gumtree.com и американского Graig’s List.com. Новый интернет-ресурс предназначался для дубайских экспатриантов.

Первая версия Dubizzle.com обошлась в 24 000 эмиратских дирхамов ($6480). Из-за высокой стоимости аренды жилья в Дубае молодые люди не могли снять помещение для офиса. Несколько лет они вели бизнес из квартиры, в которой жили, а на питание тратили сущие гроши. «Поначалу мы были очень стеснены в средствах. Ведь мы же не предприниматели из Кремниевой долины. У нас финансы совсем другие», – говорит Уотли.

Батлер, выпускник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, разрабатывает дизайн и развивает сайт. А Уотли, который окончил финансовый факультет Луизианского государственного университета, ведет бухгалтерию, занимается продажами и развитием бизнеса. Программное обеспечение они отдали на аутсорсинг местной компании.

Даже когда сайт обрел свою нынешнюю форму и стал популярен у пользователей, молодые предприниматели еще не верили в успех дела. В 2006 г. один местный бизнесмен инвестировал в компанию дополнительные средства, но Батлер и Уотли продолжали жить скромно и вкладывали всю прибыль в развитие бизнеса.

«Многие сайты быстро закрывались. Мы боялись, что эта участь постигнет и нас, – объясняет Батлер. – Мы, конечно, надеялись на лучшее, но временами думали: стоило ли так рисковать, да еще и спать непонятно где, есть непонятно что и жить вдали от друзей и родных».

С деньгами было хуже

Успех к ним пришел внезапно. Как-то в одночасье сайт Dubizzle.com стал площадкой, куда в первую очередь обращались все желающие продать или сдать в аренду недвижимость, мебель, машины и животных. Здесь размещают и объявления о работе. Посетители просматривают содержимое сайта бесплатно. Владельцы жилья вносят определенную плату за размещение объявлений о продаже недвижимости.

К концу 2007 г. предприниматели заработали достаточно денег, чтобы нанять персонал и еще раз перекроить сайт. С этого момента заработало «сарафанное радио» – и Батлеру с Уотли начали звонить потенциальные инвесторы.

В 2009 г., когда экономика ОАЭ пошатнулась под действием кризиса, Dubizzle.com весь год получала большие прибыли. Тогда же компания открыла отделение в Абу-Даби.

В прошлом году бизнесом Батлера и Уотли заинтересовалась Naspers, южно-африканская медийная компания, акции которой котируются на Лондонской бирже. Naspers купила 25% акций в Dubizzle.com. Сумма сделки не разглашается. После этого молодая компания вышла на рынки других стран Ближнего Востока и создала версии сайта на французском и арабском языках.

Dubizzle.com уже заняла прочные позиции на рынке ОАЭ. Но ее перспективы в других странах Ближнего Востока и Северной Африке оценить сейчас сложно. Основатели бизнеса признают, что египетская революция была им на руку, но еще не знают, как скажутся на бизнесе ливийские события.

Возможно, дальнейшему развитию компании могли бы способствовать новые инвестиции, но оба, и Батлер, и Уотли, уверены: отсутствие нужных средств не помешало развитию бизнеса – по крайней мере, на начальной стадии. «Мы были искренни с посетителями нашего сайта, и это помогло нам построить бренд, – говорит Батлер. – Dubizzle.com не стала бы тем, чем стала, если бы в самом начале наши карманы были набиты деньгами. Нам повезло. Мы были упрямыми, временами действовали глупо. Но многому научились».

Местные предприниматели часто жалуются на то, что не могут найти стартовый капитал для открытия нового бизнеса в такой богатой нефтяной стране, как ОАЭ. Но Уотли и Батлер доказали, что на чужие нефтедоллары можно создать хоть и маленький, но процветающий бизнес.