Статья опубликована в № 2949 от 29.09.2011 под заголовком: Компания без основателя

Что делать, когда человек-легенда уходит из компании

Что происходит с успешной компанией, когда ее покидает отец-основатель? Для Ford Motor и Walt Disney это означало долгий период застоя и упадка, сменяющийся возрождением. У Walmart Stores процветание некоторое время продолжалось, но затем начали накапливаться проблемы
Fotolia / PhotoXPress

Основатель Apple Стив Джобс в последние годы неоднократно уходил в отпуск по состоянию здоровья, и новый генеральный директор Тим Кук, по мнению многих наблюдателей, прекрасно справлялся с ролью лидера. «Apple подготовилась к такой смене лучше большинства других компаний», – считает Джеффри Пфеффер, профессор бизнес-школы Стэнфордского университета, лично знающий многих руководителей Apple.

Однако исторический опыт подсказывает, что и эту компанию ждут нелегкие времена. Какой бы курс ни выбрал новый лидер, его везде будут подстерегать опасности. У легендарной Disney возникли проблемы потому, что компания слишком боялась отойти от однажды избранной стратегии. Walmart, напротив, пострадала оттого, что слишком удалилась от курса, проложенного ее основателем.

Уолт Дисней и Walt Disney

Смерть Уолта Диснея в 1966 г. положила начало почти 20-летнему периоду кризиса в руководстве Walt Disney. Компания ревностно сохраняла все в том виде, в каком ее покинул основатель, и новшеств в мультипликации появлялось мало. Другими словами, Walt Disney впала в творческую спячку.

Потом пришли руководители, осуществившие модернизацию, но это породило конфликты. Ключевые фигуры в компании не приняли резкого стиля нового лидера. Старший брат Уолта, Рой, и другие топ-менеджеры пытались возродить былое волшебство на экране, но по большей части безуспешно.

В 1970-х мы видим неоднократные попытки враждебного поглощения Walt Disney. Самые известные фильмы тех лет – игровые картины вроде «Чумовой пятницы» и «Побега на Ведьмину гору». Лишь после того как в 1984 г. совет директоров пригласил Майкла Айснера из Paramount Pictures на должность гендиректора и председателя совета директоров, ситуация начала улучшаться.

Но и самой компании пришлось измениться до неузнаваемости. За 20 лет руководства Айснера компания превратилась в медиаконгломерат. В 1996 г. в результате покупки Capital Cities/ABC Walt Disney получила в свое распоряжение спортивный телеканал ESPN: сейчас это самый крупный источник доходов корпорации. Студия мультипликации была реорганизована, на экран вышли такие хиты, как «Русалочка», «Красавица и Чудовище» и «Король лев».

Однако эти успехи были омрачены внутренними раздорами и кадровыми перестановками в руководстве. Джеффри Катценберг и Майкл Овитц покинули Walt Disney из-за конфликтов с Айснером, при этом компания потратила сотни миллионов долларов на выходные пособия и юридические расходы.

В 2003 г. фракция, которую возглавляли Рой Дисней (племянник Уолта Диснея) и Стэнли Голд, написала открытое письмо совету директоров, в котором говорилось, что под руководством Айснера компания стала «алчной и бездушной, заинтересованной лишь в получении немедленной прибыли, а не в создании долгосрочных ценностей».

В 2005 г. Айснер ушел с поста гендиректора, а на его место пришел президент и директор по операционной деятельности Роберт Айгер. Он постарался побыстрее уладить конфликты, возникшие при его предшественнике. Между Walt Disney и компанией Pixar Animation, созданной Стивом Джобсом, возникли разногласия по поводу интерпретации дистрибуторского соглашения. К моменту ухода Айснера отношения настолько обострились, что руководители практически не разговаривали друг с другом. Айгер быстро помирился с Джобсом. Через год Walt Disney купила Pixar за $7,4 млрд, сделав Джобса своим самым крупным акционером.

Сэм Уолтон и Walmart Stores

В 1992 г. Уолтон, харизматичный лидер, один из основателей Walmart Stores, умер в возрасте 74 лет. За время его управления небольшой универмаг на задворках Арканзаса превратился в крупнейшую в мире розничную сеть. Строя эту империю, Уолтон руководствовался железной рабочей дисциплиной – часто он начинал работать в 4.30. При этом он любил вникать во все мелочи розничного бизнеса. Позже, когда компания уже стала гигантом, Уолтон не ленился посещать и магазины сети, и магазины конкурентов, собирая нужную информацию и записывая свои наблюдения на диктофон.

Почти религиозная преданность Уолтона бизнесу породила своеобразную корпоративную культуру. Сотрудники – от менеджеров в штаб-квартире до магазинов в самых дальних уголках – боролись за прибыль, руководствуясь простыми принципами, такими как «низкие цены каждый день», «ежедневное снижение себестоимости».

В 1988 г. основатель компании передал бразды правления своему верному ученику Дэвиду Глассу. Новый генеральный директор твердо следовал курсом, который проложил Уолтон. К концу 1990-х Walmart стала крупнейшим частным работодателем мира.

Но с годами в штаб-квартире Walmart в Бентонвилле оставалось все меньше людей, успевших поработать под руководством Уолтона, и некоторые из принципов отца-основателя стали забываться. Рост продаж замедлялся, места для строительства новых магазинов становилось мало. В последнее десятилетие компания отошла от принципа «низкие цены каждый день», начав уделять больше внимания приемам продаж и дорогостоящей реорганизации магазинов. В результате затраты выросли.

Сейчас Walmart пытается остановить длящееся уже девять кварталов подряд снижение продаж в американских магазинах, открытых больше года назад. Для этого вновь берутся на вооружение многие идеи, которыми руководствовался Уолтон. Высокозатратная программа реорганизации сворачивается, меньше средств выделяется на промоакции, во главу угла вновь ставится принцип низких цен на каждый день.

Билл Гейтс и Microsoft

Мало кто из руководителей, приходящих на смену основателю компании, был подготовлен лучше, чем Стив Баллмер. Когда в 2000 г. Баллмер занял пост генерального директора Microsoft, у него за плечами был 20-летний опыт работы в корпорации и 25-летний опыт знакомства с Биллом Гейтсом. Однако, несмотря на эти предпосылки, смена руководства не была гладкой. При Баллмере Microsoft не удавалось угнаться за инновациями Apple в области цифровой музыки, сотовой телефонии и планшетных компьютеров.

«С тех пор как Гейтс передал власть Баллмеру, корпорация была уже не той, что прежде, – говорит Майкл Кузумано, профессор Sloan School of Management. – Теперь это осторожная и уравновешенная компания».

Гейтс уходил от руководства Microsoft постепенно. В 2000 г. предполагалось, что Баллмер возьмет на себя роль «главного архитектора ПО». В 2006 г. было объявлено, что Гейтс уже «не будет работать полный день», а в 2008 г. основатель компании отошел от каждодневного участия в ее делах. В этот период между Гейтсом и Баллмером иногда возникали конфликты.

Еще до ухода Гейтса Баллмер изучал труды немецкого социолога Макса Вебера, занимавшегося проблемой «ухода харизматических лидеров», надеясь найти ключ к сохранению визионерского потенциала в Microsoft. Но во многих отношениях технологическая компания, отличавшаяся при Гейтсе дальновидностью, сейчас стала более консервативной. Microsoft пытается направить прибыли, получаемые от продаж традиционных продуктов компании ОС Windows и Microsoft Office, на разработку новинок в области мобильных технологий, поиска в интернете и т. п. Но среди этих новых продуктов пока не нашлось очередного «убойного приложения».

«Эпоха Гейтса была временем лидерства, изобилия технологических идей, которые изменяют мир, – говорит Ричард Уильямс, аналитик рынка ПО из Cross Research. – Мне кажется, что в эпоху Баллмера фокус сместился в сторону управленческого профессионализма».

Представители Microsoft отказались комментировать эту оценку. С июня 2008 г. годовые доходы Microsoft ежегодно росли примерно на 16%, а прибыли – почти на 31%. Однако курс акций практически не рос. Похоже, считает Уильямс, инвесторы не очень верят в способность Microsoft утвердиться на рынке планшетов и мобильной телефонии.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать