В тысяче передовых компаний мира всего одна российская

Быстрее всех инвестиции в НИОКР наращивают в Индии и Китае
AFP

Суммарные затраты на R&D (НИОКР) 1000 крупнейших публичных компаний мира в 2010 г. выросли на 9,3% до $550 млрд и превысили докризисные уровни ($526 млрд в 2008 г.), подсчитали эксперты Booz. Для сравнения: суммарная выручка тех же компаний в 2010 г. выросла на 15%.

В кризис затраты на НИОКР сокращали далеко не все компании, отмечают в Booz. Поэтому и падение этого показателя в кризисном 2009 году (на 3,5%) было не столь заметным. Если в 2009 г. лишь 41% компаний из 1000 увеличили траты на исследования, то в 2010 г. таких было уже 68%.

Самые передовые

В 2010 г. затраты на НИОКР росли почти во всех секторах, за которыми следят в Booz. Снижение произошло лишь в потребительском секторе и в категории «другое». Но 77% прироста затрат достаются всего трем отраслям (компьютеры и электроника, автомобильная промышленность и здравоохранение).

Первое место среди секторов удерживают «компьютеры и электроника» — на него приходится 28% всех затрат, но темпы наращивания НИОКР в этом секторе относительно невелики — лишь 6,1% с 2009 по 2010 г. Суммарная выручка компаний сектора за этот же период выросла на 14,2%.

В секторе «здравоохранение» темпы роста выручки и затрат на инновации совпадают: по 9%. Благодаря этому в первой пятерке компаний с крупнейшими бюджетами на НИОКР четыре (Roche Holding, Pfizer, Novartis, Merck) относятся именно к этому сектору.

Национальный состав

В 2010 г. увеличение бюджетов на НИОКР коснулось каждого региона мира. Годом ранее картина была более сложной: Северная Америка, Европа и Япония сокращали затраты. Индийские и китайские компании продолжают быстро наращивать затраты на НИОКР: более чем на 40% и в 2009 г., и в 2010 г. Индийских компаний в глобальной тысяче 10, китайских — 40, бразильских — 5, российская — 1: это «Газпром», его расходы на НИОКР за год сократились с $0,9 млрд до $0,79 млрд. Оценить суммарные затраты на НИОКР в России в Booz затруднились. Но, по оценке консультантов, суммарные затраты на НИОКР в мире в 2010 г. составили $1150 млрд. Тысяча крупнейших публичных компаний мира, по оценке Booz, тратит примерно 48% этой суммы.

Культура инноваций

Каждый год консультанты Booz не только вычисляют тех, кто больше всех тратит, но и путем экспертного опроса пытаются определить тех, кто добивается на поприще НИОКР наилучших результатов. Первая тройка «самых инновационных компаний» за прошедший год не изменилась: это Apple, Google, 3М. Впервые в десятку лидеров вошла социальная сеть Facebook, вот только про ее бюджеты на исследования консультантам Booz практически ничего не известно. В десятку лидеров не попала ни одна фармацевтическая компания. Лишь три компании входят в оба списка (самых щедрых и самых результативных): Microsoft, Toyota, Samsung. Успех в инновационной деятельности зависит не только от размера бюджета на НИОКР, но и от того, как потрачены эти деньги, утверждают в Booz. Оказалось, что 36% респондентов недовольны слабой увязкой инновационной и общей стратегий компании, в 47% случаев инновационная активность сталкивается с сопротивлением со стороны сложившейся корпоративной культуры.

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в России чуть возросла с 1,24% ВВП в 2009 г. до 1,32% ВВП в 2010 г., оценивают в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики». По оценке института, суммарные затраты на НИОКР в 2010 г. составили 523,4 млрд руб. Но если считать в постоянных ценах, то в 2009 г. затраты на НИОКР возросли на 11% по сравнению с 2008 г., а в 2010 г. произошло снижение на 3% по сравнению с 2009 г.

Получается заколдованный круг, говорит партнер московского офиса Booz Юрий Добрынин: в России не развиваются инновационные секторы экономики, потому что вложения в сырьевую часть экономики приносят большую отдачу, но экономика не изменит структуры до тех пор, пока в ней не начнут развиваться инновационные секторы, утверждает он.

Год от года Китай продвигается вперед по всем параметрам, связанным с НИОКР, а Россия отстает, говорит Леонид Гохберг, проректор НИУ-ВШЭ. Например, в Китае проведена оценка деятельности научных организаций, часть из них была закрыта, часть — передана коммерческим организациям. Доступ к государственным программам фундаментальных исследований институты получают в результате открытого и строгого конкурсного отбора по международным правилам. Поэтому и затраты на НИОКР в Китае гораздо лучше транслируются в результаты. В России ничего подобного пока нет, заключает Гохберг.

Эта публикация основана на статье «Инновации без денег» из газеты «Ведомости» от 26.10.2011, №202 (2968)