Чего ждет малый бизнес от праздничных распродаж

После кризиса маленькие американские магазинчики только и делают, что снижают цены во время предновогоднего торгового бума. Но продажи стабильно остаются плохими. Розничные торговцы обеспокоены: впереди распродажи, а цены понижать уже некуда – так и разориться недолго
Reuters

В торговле последний квартал года традиционно считается временем больших заработков. Но эксперты индустрии предсказывают розничным компаниям невысокие прибыли в канун грядущего Рождества. Плохие продажи больше скажутся на маленьких компаниях, чем на больших, потому что годовая выручка мелких розничных торговцев в гораздо большей степени зависит от предновогодних продаж.

Недавний опрос 729 владельцев небольших компаний, проведенный американской национальной федерацией независимых бизнесменов в Вашингтоне, показал: большинство считают плохие продажи конца года огромной проблемой малого американского бизнеса сегодня. 25% опрошенных представляли сектор розничной торговли.

Падать некуда

Ювелирная компания Andzia’s Amber Jewelry в Скрентоне (штат Пенсильвания) в этом году усовершенствовала систему скидок и еще больше увеличила количество специальных новогодних предложений клиентам, рассказывает совладелица компании Холли Чмил-Джонс. Два года назад ювелирные магазины компании предлагали в период с конца ноября по начало декабря 20%-ные скидки на все товары плюс подарок при покупке на сумму свыше $75, а также бесплатную доставку товаров из интернет-магазина. В прошлом году программа скидок оставалась такой же, но длилась на 10 дней дольше. Тем не менее в 2010 г. продажи сократились на 25% по сравнению с 2009 г.

Чмил-Джонс владеет бизнесом пополам с матерью. Она говорит, что, если в этом предновогоднем сезоне продажи останутся низкими, им придется закрыть все свои торговые точки и оставить только интернет-магазин. Более того, она не знает, как привлечь внимание покупателей на фоне продолжающегося экономического спада, и она не может предлагать еще большие скидки на товары. «Трудно продавать украшения, когда почти в каждой семье наших потребителей есть безработный. Ситуация с прошлого года совсем не улучшилась. Во многом она стала еще хуже», – сетует предпринимательница.

Многие разорятся

«Пока непонятно, до какого предела маленькие розничные компании могут понижать цены, продолжая при этом получать прибыль», – говорит Барбара Кэн, директор центра исследования розничной индустрии имени Джея Бейкера в бизнес-школе Уортон Университета Пенсильвании. .

Мелкие торговцы не в состоянии в течение длительного времени понижать цены на товары, так как в отличие от крупных компаний они не могут уменьшить затраты за счет масштабных оптовых закупок. Они не располагают и большими резервами наличности, объясняет Аманда Николсон, профессор, изучающий проблемы розничного сектора, из школы менеджмента имени Уитмана в Сиракузском университете. По ее мнению, очередной неудачный сезон предновогодних распродаж «может стать для многих мелких торговцев той самой соломинкой, которая сломала спину верблюду. Иными словами, многие разорятся».

Искать инструменты

Однако Дэниел Батлер, вице-президент по розничным операциям национальной федерации розничных торговцев в Вашингтоне, убежден, что мелкие торговые компании могут найти иные инструменты привлечения покупателей, нежели бесконечные скидки. Он напоминает, что розничная торговля прямо или косвенно предоставляет 24% от общего количества рабочих мест на американском рынке труда. «Сейчас очень трудное время. Но торговцам стоит подумать о том, как они представляют покупателю свою продукцию, насколько чистыми выглядят их магазины и правильно ли они ими управляют», – говорит эксперт.

К примеру, Amuse Toys, балтиморская компания по производству деревянных кукол, кубиков и других детских развивающих игрушек, работает на рынке с 2006 г. В течение последних нескольких лет она постоянно понижала в предновогодний период цены на свою продукцию, чтобы выдержать конкуренцию с более крупными производителями. Каждый год скидки были все больше, рассказывает Клаудия Тауэлс, управляющий партнер компании.

Но в этом сезоне компания, где работает всего семь человек, больше не в состоянии снижать цены. Теперь она пытается привлечь покупателей с помощью ярких витрин, выпуска продукции более высокого качества и размещения дополнительной информации о товарах в блоге компании. Кроме того, Amuse Toys недавно урезала рекламный бюджет и арендовала более дешевый склад, рассказывает Тауэлс. «Если бы мы не сели и не подумали, как максимально сократить лишние расходы, мы бы просто разорились», – признается Тауэлс.