Как сделать черный ящик для автомобиля

Молодые уральские предприниматели Олег Лазарев и Сергей Гриценко разработали, а теперь усовершенствуют черные ящики для автомобилей. Эксперты уверены, что развитию этого рынка способствует наступающая эра «Глонасс»
Е.Буценко для Ведомостей

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Выпускник Уральского технического университета Олег Лазарев всегда интересовался радиотехникой и электроникой и искал в этой сфере возможность для заработка. Первый грант на открытие своего дела на 300 000 руб. он выиграл у Инфраструктурного хаба Свердловской области, поддерживающего малый и средний бизнес в регионе. Лазарев решил создать установочный центр дополнительного автооборудования. Арендовал помещение. И ничего за три месяца не заработал. Слишком высокой оказалась конкуренция. Параллельно по заказу «Автоаудиоцентра» он разрабатывал решения для взаимодействия штатной электроники и дополнительного оборудования. Подружить «мозги» сложных немецких автомобилей с дополнительными DVD-проигрывателями и другими девайсами без адаптеров было невозможно.

«Дело пошло, но я чувствовал, что мне не хватает знаний в программировании. И стал просматривать резюме, искать помощника», — рассказывает Лазарев.

Так в 2009 г. Лазарев познакомился с Сергеем Гриценко. К тому моменту от гранта у Лазарева оставалось еще 150 000 руб. Он решил закрыть установочный центр и полностью сконцентрироваться на новом направлении. «И дело у нас пошло. Мы разработали несколько адаптеров для штатных усилителей, рулевые интерфейсы, чейнджеры для штатных магнитол. Уже через восемь месяцев стали прилично зарабатывать», — рассказывает предприниматель.

Осенью 2009 г. Лазарев и Гриценко создали компанию InCar, которой владеют в равных долях. За первый год работы продали более 300 адаптеров, и ежемесячный оборот компании превышал 70 000 руб.

Случайная идея

«Когда я учился в школе управляющих инновационными проектами и анализировал, чем бы еще заняться, подвернулась информация о том, что есть потребность в разработке датчика, который в автоматическом режиме мог бы фиксировать ДТП и передавать о них информацию в службу мониторинга. И мы взялись за это дело», — рассказывает Лазарев.

Так в начале лета 2011 г. в портфеле компании появился универсальный бортовой датчик Unibos, который позволяет выявлять возникновение аварийных ситуаций и формировать сигналы для отправки сообщения в центр мониторинга посредством установленной на транспортном средстве (ТС) системы наблюдения. А также определять силу, направление удара, угол наклона ТС и его положение после аварии. Такой датчик устанавливается дополнительно на автомобили, оборудованные любыми системами мониторинга — GPS или «Глонасс».

Стоимость Unibos для конечного клиента составляет от 3000 до 5000 руб., рассказали предприниматели. Но покорять рынок они решили с помощью посредников.

«Мы подписали дилерский договор на представление наших интересов на территории РФ и СНГ с Корпорацией передовых автотехнологий. Они специализируются на установке системы спутникового мониторинга, и продвигать наш датчик на рынке им легче», — говорит Лазарев. Маржа посредника составит около 30%.

Пока предприниматели продали всего 20 датчиков, которые проходили жесткое тестирование, и собрали еще 50 Unibos. Но уже сегодня получили заказ на 400 приборов. Закупили необходимое оборудование и начали сборку.

По словам Лазарева, их задача — снизить себестоимость за счет автоматизации сборки. До сих пор вся сборка осуществлялась вручную. Себестоимость датчика чуть превышает 1000 руб. А отпускная цена оптовикам — 2000 руб. Лазарев полагает, что снизить себестоимость до 650-700 руб. в ближайшем будущем реально.

«Интерес к датчикам однозначно есть. Хотя тестирование занимает немало времени, — рассказывает Антон Смирнов, начальник отдела инновационных технологий Корпорации передовых автотехнологий. — В Свердловской области широко обсуждался вопрос о необходимости повсеместной установки на пассажирский транспорт систем мониторинга и тревожной кнопки. Но не всегда водитель в случае ДТП способен такую кнопку нажать. Датчик же самостоятельно передает информацию о ДТП, силе и направлении удара в экстренные службы. А они, проанализировав данные, принимают решение о том, какая помощь нужна. У нас пока системами мониторинга обеспечено не более 15% ТС. Так что у этого рынка еще все впереди».

Тайн не останется

«Эта разработка интересна особенно в случае разбора аварийных ситуаций, — говорит Давид Гуссе, финансовый директор RosLogistics. — Полученные данные окажутся полезны, если будет возможность отслеживать информацию через центр мониторинга и оперативно получать обратную связь от автомобиля. Хорошо, что информация передается в центр через спутник — без задействования сотовой связи, которая отсутствует на многих внутрироссийских направлениях».

«Прежде всего интересует, действительно ли это работающая технология или пока только сырая разработка, — задается вопросом Олег Гребенько, генеральный директор AsstrА Transport. — Если система опробована в реальных условиях и доказала свою работоспособность по тем характеристикам, которые заявлены, то она способна заинтересовать транспортные компании. Получив реальную информацию о случившемся ДТП можно более оперативно и объективно уладить неприятный инцидент».

Однако Гребенько пока не слышал об опыте использования подобного оборудования не только в России, но и в мире. По его словам, все ограничивается различными системами контроля расхода топлива, простоя или работы техники и т. п. Если же заявленные Лазаревым возможности Unibos соответствуют действительности, то цена в 3000-5000 руб. выглядит приемлемой, считает Гребенько.

«Разработка практичная, ей найдется немало применений, — говорит Алексей Сорокин, главный инженер в ООО "Объединенные координаты. Урал”. — Мы в течение нескольких месяцев тестировали Unibos. И сейчас заказали 400 комплектов, которые будем устанавливать своим клиентам. В основном это иностранные транспортные компании, работающие в РФ, для которых безопасность на первом месте. Российские перевозчики еще до этого не дозрели».

Лазарев полагает, что потенциальным клиентам прежде всего должна быть интересна не опция передачи информации о ДТП, а возможность датчика аккумулировать информацию об условиях эксплуатации и стиле вождения водителя и качестве дорог, по которым передвигается ТС. «Если водитель резко ускоряется и много перестраивается, это повышает расход топлива и ускоряет износ. Для транспортных компаний информация не лишняя, — полагает Лазарев. — Используя ее, можно вводить систему премирования водителей».

«Мы тестировали аналогичные разработки и других производителей. Многие стоили вдвое дешевле, — добавляет Константин Новоселов, исполнительный директор ООО "Объединенные координаты. Урал”. — Но наши специалисты промучились с их установкой, к тому же была масса нареканий на работу самих датчиков. А датчик Лазарева устанавливается за 30-40 минут, и нареканий у нас не возникло. Оказалось выгоднее переплатить».

Монополии не будет

В октябре предприниматели получили грант на 300 000 руб. по конкурсу «Молодой предприниматель», который проводит Инфраструктурный хаб малого и среднего предпринимательства Свердловской области, и планируют потратить его на оборудование.

Ежемесячная продажа сотни датчиков уже позволит, по словам Лазарева, начать зарабатывать на Unibos. Лазарев убежден, что уже в 2012 г. его компания будет реализовывать около 500 датчиков в месяц.

Предприниматель говорит, что в самом датчике ничего эксклюзивного нет. Изюминка Unibos — в программном обеспечении и функциональных особенностях. Датчик получился универсальным и легко настраиваемым. «У кого-то прибор так и остался в стадии разработки. У кого-то уже устарел. Активных конкурентов мы не видим», — говорит бизнесмен.

Все сложности выхода на рынок он связывает с тем, что пока возможности и преимущества от использования таких систем потребителям почти неизвестны. «Но рынок активизируется к 2013 г. с обязательным внедрением на транспорте системы «Эра Глонасс», — убежден Лазарев.

«Конкуренция на этом рынке невелика. Бум начнется через полтора-два года, с расширением федерального проекта “Эра Глонасс”, — прогнозирует Новоселов из “Объединенные координаты. Урал”. — Впрочем, монополии тоже не будет. Выход на рынок открыт любому производителю, который сможет производить оборудование, отвечающее установленным требованиям».

Лазарев готовится к 2013 г. заранее. Он говорит, что, поскольку их нынешние разработки легко скопировать, они уже начали создавать более совершенное программное обеспечение: «Планируем добавить в устройство гироскоп и функцию записи информации о движении в память датчика. По ней можно будет воспроизвести в 3D траекторию движения ТС до и после аварии (примерно 60 секунд), а также посмотреть, в какой момент была нажата педаль тормоза, был ли включен указатель поворота, угол поворота руля, положение педали газа (для иномарок)».

«У бизнеса хороший потенциал, — считает Максим Годовых, руководитель Инфраструктурного хаба малого и среднего предпринимательства Свердловской области. — У них уже есть соглашения с несколькими транспортными компаниями. И интерес будет только увеличиваться с учетом огромного парка автобусов и грузового транспорта в Свердловской области». По данным ГИБДД на 2010 г., на территории Свердловской области зарегистрировано около 25 000 единиц автобусов и 180 000 единиц грузового транспорта.