Как сделать черный ящик для автомобиля

Молодые уральские предприниматели Олег Лазарев и Сергей Гриценко разработали, а теперь усовершенствуют черные ящики для автомобилей. Эксперты уверены, что развитию этого рынка способствует наступающая эра «Глонасс»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Е.Буценко для Ведомостей

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Выпускник Уральского технического университета Олег Лазарев всегда интересовался радиотехникой и электроникой и искал в этой сфере возможность для заработка. Первый грант на открытие своего дела на 300 000 руб. он выиграл у Инфраструктурного хаба Свердловской области, поддерживающего малый и средний бизнес в регионе. Лазарев решил создать установочный центр дополнительного автооборудования. Арендовал помещение. И ничего за три месяца не заработал. Слишком высокой оказалась конкуренция. Параллельно по заказу «Автоаудиоцентра» он разрабатывал решения для взаимодействия штатной электроники и дополнительного оборудования. Подружить «мозги» сложных немецких автомобилей с дополнительными DVD-проигрывателями и другими девайсами без адаптеров было невозможно.

«Дело пошло, но я чувствовал, что мне не хватает знаний в программировании. И стал просматривать резюме, искать помощника», — рассказывает Лазарев.

Так в 2009 г. Лазарев познакомился с Сергеем Гриценко. К тому моменту от гранта у Лазарева оставалось еще 150 000 руб. Он решил закрыть установочный центр и полностью сконцентрироваться на новом направлении. «И дело у нас пошло. Мы разработали несколько адаптеров для штатных усилителей, рулевые интерфейсы, чейнджеры для штатных магнитол. Уже через восемь месяцев стали прилично зарабатывать», — рассказывает предприниматель.

Осенью 2009 г. Лазарев и Гриценко создали компанию InCar, которой владеют в равных долях. За первый год работы продали более 300 адаптеров, и ежемесячный оборот компании превышал 70 000 руб.

Случайная идея

«Когда я учился в школе управляющих инновационными проектами и анализировал, чем бы еще заняться, подвернулась информация о том, что есть потребность в разработке датчика, который в автоматическом режиме мог бы фиксировать ДТП и передавать о них информацию в службу мониторинга. И мы взялись за это дело», — рассказывает Лазарев.

Так в начале лета 2011 г. в портфеле компании появился универсальный бортовой датчик Unibos, который позволяет выявлять возникновение аварийных ситуаций и формировать сигналы для отправки сообщения в центр мониторинга посредством установленной на транспортном средстве (ТС) системы наблюдения. А также определять силу, направление удара, угол наклона ТС и его положение после аварии. Такой датчик устанавливается дополнительно на автомобили, оборудованные любыми системами мониторинга — GPS или «Глонасс».

Стоимость Unibos для конечного клиента составляет от 3000 до 5000 руб., рассказали предприниматели. Но покорять рынок они решили с помощью посредников.

«Мы подписали дилерский договор на представление наших интересов на территории РФ и СНГ с Корпорацией передовых автотехнологий. Они специализируются на установке системы спутникового мониторинга, и продвигать наш датчик на рынке им легче», — говорит Лазарев. Маржа посредника составит около 30%.

Пока предприниматели продали всего 20 датчиков, которые проходили жесткое тестирование, и собрали еще 50 Unibos. Но уже сегодня получили заказ на 400 приборов. Закупили необходимое оборудование и начали сборку.

По словам Лазарева, их задача — снизить себестоимость за счет автоматизации сборки. До сих пор вся сборка осуществлялась вручную. Себестоимость датчика чуть превышает 1000 руб. А отпускная цена оптовикам — 2000 руб. Лазарев полагает, что снизить себестоимость до 650-700 руб. в ближайшем будущем реально.

«Интерес к датчикам однозначно есть. Хотя тестирование занимает немало времени, — рассказывает Антон Смирнов, начальник отдела инновационных технологий Корпорации передовых автотехнологий. — В Свердловской области широко обсуждался вопрос о необходимости повсеместной установки на пассажирский транспорт систем мониторинга и тревожной кнопки. Но не всегда водитель в случае ДТП способен такую кнопку нажать. Датчик же самостоятельно передает информацию о ДТП, силе и направлении удара в экстренные службы. А они, проанализировав данные, принимают решение о том, какая помощь нужна. У нас пока системами мониторинга обеспечено не более 15% ТС. Так что у этого рынка еще все впереди».

Тайн не останется

«Эта разработка интересна особенно в случае разбора аварийных ситуаций, — говорит Давид Гуссе, финансовый директор RosLogistics. — Полученные данные окажутся полезны, если будет возможность отслеживать информацию через центр мониторинга и оперативно получать обратную связь от автомобиля. Хорошо, что информация передается в центр через спутник — без задействования сотовой связи, которая отсутствует на многих внутрироссийских направлениях».

«Прежде всего интересует, действительно ли это работающая технология или пока только сырая разработка, — задается вопросом Олег Гребенько, генеральный директор AsstrА Transport. — Если система опробована в реальных условиях и доказала свою работоспособность по тем характеристикам, которые заявлены, то она способна заинтересовать транспортные компании. Получив реальную информацию о случившемся ДТП можно более оперативно и объективно уладить неприятный инцидент».

Однако Гребенько пока не слышал об опыте использования подобного оборудования не только в России, но и в мире. По его словам, все ограничивается различными системами контроля расхода топлива, простоя или работы техники и т. п. Если же заявленные Лазаревым возможности Unibos соответствуют действительности, то цена в 3000-5000 руб. выглядит приемлемой, считает Гребенько.

«Разработка практичная, ей найдется немало применений, — говорит Алексей Сорокин, главный инженер в ООО "Объединенные координаты. Урал”. — Мы в течение нескольких месяцев тестировали Unibos. И сейчас заказали 400 комплектов, которые будем устанавливать своим клиентам. В основном это иностранные транспортные компании, работающие в РФ, для которых безопасность на первом месте. Российские перевозчики еще до этого не дозрели».

Лазарев полагает, что потенциальным клиентам прежде всего должна быть интересна не опция передачи информации о ДТП, а возможность датчика аккумулировать информацию об условиях эксплуатации и стиле вождения водителя и качестве дорог, по которым передвигается ТС. «Если водитель резко ускоряется и много перестраивается, это повышает расход топлива и ускоряет износ. Для транспортных компаний информация не лишняя, — полагает Лазарев. — Используя ее, можно вводить систему премирования водителей».

«Мы тестировали аналогичные разработки и других производителей. Многие стоили вдвое дешевле, — добавляет Константин Новоселов, исполнительный директор ООО "Объединенные координаты. Урал”. — Но наши специалисты промучились с их установкой, к тому же была масса нареканий на работу самих датчиков. А датчик Лазарева устанавливается за 30-40 минут, и нареканий у нас не возникло. Оказалось выгоднее переплатить».

Монополии не будет

В октябре предприниматели получили грант на 300 000 руб. по конкурсу «Молодой предприниматель», который проводит Инфраструктурный хаб малого и среднего предпринимательства Свердловской области, и планируют потратить его на оборудование.

Ежемесячная продажа сотни датчиков уже позволит, по словам Лазарева, начать зарабатывать на Unibos. Лазарев убежден, что уже в 2012 г. его компания будет реализовывать около 500 датчиков в месяц.

Предприниматель говорит, что в самом датчике ничего эксклюзивного нет. Изюминка Unibos — в программном обеспечении и функциональных особенностях. Датчик получился универсальным и легко настраиваемым. «У кого-то прибор так и остался в стадии разработки. У кого-то уже устарел. Активных конкурентов мы не видим», — говорит бизнесмен.

Все сложности выхода на рынок он связывает с тем, что пока возможности и преимущества от использования таких систем потребителям почти неизвестны. «Но рынок активизируется к 2013 г. с обязательным внедрением на транспорте системы «Эра Глонасс», — убежден Лазарев.

«Конкуренция на этом рынке невелика. Бум начнется через полтора-два года, с расширением федерального проекта “Эра Глонасс”, — прогнозирует Новоселов из “Объединенные координаты. Урал”. — Впрочем, монополии тоже не будет. Выход на рынок открыт любому производителю, который сможет производить оборудование, отвечающее установленным требованиям».

Лазарев готовится к 2013 г. заранее. Он говорит, что, поскольку их нынешние разработки легко скопировать, они уже начали создавать более совершенное программное обеспечение: «Планируем добавить в устройство гироскоп и функцию записи информации о движении в память датчика. По ней можно будет воспроизвести в 3D траекторию движения ТС до и после аварии (примерно 60 секунд), а также посмотреть, в какой момент была нажата педаль тормоза, был ли включен указатель поворота, угол поворота руля, положение педали газа (для иномарок)».

«У бизнеса хороший потенциал, — считает Максим Годовых, руководитель Инфраструктурного хаба малого и среднего предпринимательства Свердловской области. — У них уже есть соглашения с несколькими транспортными компаниями. И интерес будет только увеличиваться с учетом огромного парка автобусов и грузового транспорта в Свердловской области». По данным ГИБДД на 2010 г., на территории Свердловской области зарегистрировано около 25 000 единиц автобусов и 180 000 единиц грузового транспорта.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more