Средний входной билет в инновационный бизнес оценили в 53 млн руб.

Ведение инновационного бизнеса в России – занятие недешевое, следует из результатов исследования средней стоимости инновационного стартапа в России, проведенного Российской венчурной компанией (РВК) и рейтинговым агентством «Эксперт РА». Среднюю стоимость запуска в апреле – июне 2011 г. исследователи оценили в 53 млн руб.

В РВК хотят знать, какова динамика развития инфраструктуры, влияющей на предпринимательскую активность, говорит Андрей Введенский директор департамента программ и проектов РВК. Было рассмотрено несколько вариантов, в том числе предлагалось оценивать стоимость корзины сервисных услуг, необходимых начинающим компаниям. В конечном итоге остановились на оценке суммы затрат, необходимых для того, чтобы инновационная компания выросла от стадии проекта до момента начала операционной деятельности, говорит Введенский. Далеко не всегда начало операционной деятельности означает начало продаж инновационных продуктов или услуг, уточняет он. Например, в биотехнологических компаниях в качестве ориентира использовали момент начала клинических испытаний, поясняет Введенский. По его словам, результаты исследования позволяют оценить, сколько примерно предпринимателю и его ранним инвесторам нужно потратить денег до начала венчурной стадии.

Чтобы получить эту оценку, исследователи обратились к 1500 инновационным компаниям, находящимся в базе данных «Эксперт РА». Анкеты заполнили 68 стартапов. Из них 24% работают в сфере информационно-коммуникационных технологий, 22% – биотехнологий, 20% пытаются заработать на энергоэффективности. Респондентов просили оценить объемы их фактических затрат на исследования и разработки, формирование интеллектуальной собственности, получение всевозможных сертификатов, юридическое оформление, аренду помещений, закупку и внедрение IT, найм персонала, рекламу, маркетинг, представительские мероприятия, рассказывает Введенский.

Наибольшую долю в структуре затрат при запуске инновационных стартапов составляют расходы на исследования и разработку (R&D, НИОКР). В общей стоимости запуска на R&D в среднем приходится 43,8% затрат. На сырье и материалы предприниматели тратят 16,1%, на оборудование и средства производства – 13,1%. Единственной сферой, где расходы на R&D были не самой обременительной статьей расходов, оказался сегмент «проекты в области энергоэффективности»: здесь почти половина затрат (49,4%) – расходы на сырье и материалы, пишут исследователи.

Оказалось, что в среднем создание инновационного бизнеса в области информационно-коммуникационных технологий стоит в России 32,103 млн руб., в области биотехнологий – 58,680 млн руб., в области энергоэффективности – 57,638 млн руб.

Аккуратных международных сравнений в РВК, по словам Введенского, пока не делали, но, по предварительным оценкам, указанные суммы сопоставимы с затратами на создание инновационных компаний в Кремниевой долине.

Александр Журба, гендиректор российского бизнес-акселератора TexDrive, не исключает, что цифра завышенная, причем раз в десять. По его словам, сейчас в работе акселератора принимают участие семь начинающих российских компаний из разных отраслей. Организаторы выдают им на первом этапе по $25 000, и этих денег командам обычно хватает на несколько месяцев работы. Особенно в случае IT-проектов и когда основатель компании – программист и может взять часть функций по разработке продукта на себя, утверждает он.

Воплощение идеи, к примеру, мобильного приложения в готовый продукт, предлагаемый через апсторы Apple и Android, обходится в России в сумму 2–4 млн руб., говорит Дмитрий Попов, директор по маркетингу Digital October.

По его словам, Россия страдает не только от дороговизны, но и от скорости процессов, связанных с предпринимательской активностью. Регистрация патента в России может занимать год, регистрация юрлица – несколько месяцев. Все это сказывается, пусть и не напрямую, на общей сумме затрат, утверждает он.