Использование информационных технологий в России хромает

В новейшем мировом рейтинге по использованию информационных технологий Россия заняла 56-е место. Мы отстаем не только от большинства развитых, но и развивающихся стран. Улучшений ждать пока не приходится: по большинству параметров, связанных с подготовкой кадров, позиции России еще хуже

Эксперты Всемирного экономического форума (WEF) и бизнес-школы INSEAD интересуются развитием информационных и коммуникационных технологий в разных странах мира с 2002 г. Но если раньше они измеряли в основном возможность доступа к означенным технологиям в разных странах, то теперь такой доступ стал практически повсеместным, пишут авторы отчета. Только в III квартале 2011 г., по данным Gartner, было продано 440,5 млн мобильных устройств. По оценке Ericsson, к 2020 г. число устройств, подключенных к интернету, превысит 50 млрд. Всего за два года стоимость фиксированного доступа к интернету в развивающихся странах сократилась на 50%. В 2011 г. Африка стала вторым после Азии регионом мира по числу пользователей мобильной связи. И наконец, число пользователей социальных сетей быстро растет: «население» Facebook в 2011 г. перевалило за 800 млн, а новой сети Google+ удалось собрать 40 млн пользователей менее чем за полгода, пишут авторы.

В результате началось фундаментальное преобразование общества, бизнеса и государства. А значит, пришлось изменить и методику, утверждает Сумитра Дутта, профессор INSEAD и один из редакторов отчета. Информационные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей, говорит он: они превратились из технологического в социальный инструмент, а значит, стали оказывать гораздо большее влияние на общество, бизнес и правительства стран. Пришлось экспертам дополнить методику целой группой параметров, которые измеряют это влияние.

Перемены налицо

Если всего несколько лет назад Сингапур едва попадал во вторую десятку, то сейчас практически по каждому параметру находится на первом-втором месте в мире, говорит Дутта. Та же Южная Корея поднялась до 12-го места в мире, и авторы отчета ожидают, что в ближайшее время она окажется в первой десятке. Целые регионы мира, например такие, как Ближний Восток или скандинавские страны, стабильно наращивают позиции в рейтинге, перечисляет Дутта.

Страны, показавшие наибольший прогресс, разглядели в информационных и коммуникационных технологиях источник серьезного конкурентного преимущества и отразили это в стратегиях развития, поясняет эксперт. Там уделяется особое внимание развитию навыков людей (skills), утверждает он. Без правильно подготовленных кадров практически любые усилия правительств окажутся тщетны, настаивает Дутта. В-третьих, во всех таких странах – лидерах рейтинга бизнес-среда благоприятствует предпринимательству и инновациям.

Почему мы отстаем

По большинству параметров Россия отстает от всех стран BRIC: результат печальный, хоть и предсказуемый, разводит руками Алексей Праздничных, партнер российской компании Strategy Partners.

Едва ли не главная российская беда – неразвитость услуг электронного правительства видна практически невооруженным глазом, говорит он. Но и другие беды не менее опасны. Например, по доступности и качеству человеческих ресурсов Россия занимает весьма невысокое место. Понятно, что если говорить о самых крупных городах (например, Москве), то практически любую кадровую проблему бизнес или государственные органы решить смогут, но в регионах это уже давно не так, утверждает Праздничных.

И если технические вузы и бизнес-школы Бразилии, Индии и Китая ежегодно выпускают целые армии квалифицированных программистов и инженеров, то в России программы и стандарты подготовки в технических вузах отстают от требований времени, заключает он.

То, что в России хорошее образование, – распространенный стереотип. На самом деле качество российского образования низкое, в первую очередь потому, что оно никак не интегрировано в международную образовательную систему, а значит, неконкурентоспособно, говорит Алексей Ситников, вице-президент Сколковского института науки и технологий (SkolTech) по развитию.

Чтобы исправить ситуацию, нужно резко увеличить хотя бы в ведущих российских вузах количество иностранных преподавателей и студентов. А от российских абитуриентов нужно требовать хорошего владения английским языком, считает он.