Менеджмент
Бесплатный
Татьяна Мартьянова|Антон Осипов

500 менеджеров Сбербанка окончат программу повышения квалификации, разработанную INSEAD и РЭШ

В июне 500 менеджеров Сбербанка окончат программу повышения квалификации, разработанную INSEAD и РЭШ
С.Портер / Ведомости
Превратить троечников в хорошистов

Сергей Горьков, заместитель председателя правления Сбербанка. Цель программы «Сбербанк-500» – подтянуть троечников и сделать из них современных менеджеров, которые не оставят и следов от совка в Сбербанке, рассказал «Ведомостям» зампред правления Сергей Горьков. – Какие цели у программы «Сбербанк-500»? – Давайте вспомним, каким был Сбербанк четыре года назад. Я бы сказал, pure sovok («полный совок» – англ.). С тех пор банк активно меняется, хотя некоторые элементы совка пока остаются. Наша цель определена в стратегии до 2014 г. – мы хотим быть одним из ведущих финансовых институтов мира. Для изменений нам нужны сотрудники с иными, чем в прошлом, качествами. Когда в 2009 г. мы сделали в первый раз оценку менеджеров (а у нас их более 30 000), мы поняли, что у крайне ограниченного числа из них есть нужные нам компетенции. – Чем это объясняется? – Можно сказать, что Сбербанк был срезом всей страны на тот период. В нем, как и в России, было мало нормальных качественных менеджеров. Неудивительно. Многие люди учились еще в советское время, когда банкинга не существовало – была специальность «финансы и кредит». Да и сейчас у каждого вуза свои стандарты, свои представления о том, что такое менеджмент и банкинг. Мы задались вопросом: сейчас банк начнет развивать риск-менеджмент, строить клиентоориентированную систему, разрабатывать новые продукты – а кто будет это воплощать? Стало понятно, что нужно качественное обучение сотрудников. Мы стали им заниматься, проводить разнообразные курсы и постепенно пришли к идее «Сбербанка-500». – Почему в партнеры была выбрана INSEAD? – Мы обратились к нескольким российским вузам и констатировали, что качественную программу по банкингу предоставить никто не может. Начали искать на Западе. Но проблема менеджеров Сбербанка – мало кто хорошо говорит на английском. Нужно было преподавание на русском языке. Только одна бизнес-школа мира, INSEAD, располагает хорошим русским департаментом, на создание которого она потратила пять лет. Кстати, когда мы объявили конкурс, только INSEAD согласилась сделать под него программу. Затем мы нашли русского партнера. Его основная задача – преподавать макроэкономику и финансы с учетом российских реалий. Этим партнером стала РЭШ. – Сколько всего человек пройдет через программу «Сбербанк-500»? – Думаю, много. Сейчас мы набираем следующие 500 человек. Они будут изучать несколько доработанную программу. Так, в макроэкономике станет еще больше интерактива и обсуждения проблем российской действительности. Трудность макроэкономики всегда в том, что сложно понять, как ее применять, особенно менеджерам среднего звена. Но мы придумали, как решить эту задачу, и добавили кейсов, как макроэкономические события влияют на действия менеджеров. Конечно, речь идет о долгосрочной перспективе, не на месяц. – Есть ли уже первые результаты программы? – Эффект уже виден. Если раньше в Сбербанке люди сидели на одном месте по 15–20 лет, то сейчас у нас идет огромная кадровая ротация благодаря тому, что мы наладили систему мотивации, систему оценки, контроль производительности (performance management). 30% людей, которые с августа учатся по программе «Сбербанк-500», уже перешли на другие должности. – Как банк намерен отслеживать результативность программы? – Еще три года назад мы прописали профили компетенций менеджеров, необходимых компании для достижения стратегической цели. У менеджеров есть план действий на год с определенными KPI. Исполнение KPI и данные системы оценки позволяют регулярно отслеживать, как выпускники «Сбербанка-500» реализуют полученные знания. – А если человек плохо их реализует? – Он ротируется или может быть уволен. – А если сотрудник заваливает тесты «Сбербанка-500»? – Могу сказать, что в программе уже не 500 человек, а меньше. К концу занятий 10% будут исключены из программы. Кто-то по своей воле, не выдержав нагрузки, а кого-то отчисляем за неуспеваемость. – Система оценки предполагает, что какой-то процент работников не соответствует нужным банку критериям. Сколько таких сотрудников и что с ними будет? – Этот процент все меньше и меньше. К концу года мы сделаем масштабный замер, чтобы понять, насколько изменилось качество работы сотрудников. Два года назад при замере «красная зона» достигала 30%. Сейчас, думаю, нам удалось сократить ее где-то в 2 раза. Но главная наша задача – развить «желтую зону», т. е. «троечников», в «зеленую». Ведь «Сбербанк-500» работает как раз с «желтой зоной» – «красную» мы и не думали включать в программу. – Как же сократить «красную зону» – увольнениями? – Необязательно. Эти 15% должны найти свое место в организации. Люди просто могут работать на других позициях. Не на менеджерских, к примеру, а на рядовых. «Зеленая зона» два года назад составляла всего 10%, что нас не устраивало. Сейчас она расширилась где-то вдвое благодаря рекрутингу с рынка и образовательным программам. Но хорошим сопоставлением считается, если при базовой «желтой зоне» «красная» составляет не более 5% (до нуля все равно ее сократить невозможно), а «зеленая» – не менее 30%.

Сбербанк бурно развивается, но изменения невозможны, если люди мыслят по-старому, не занимаются своим развитием, объясняет замначальника Банковского центра по подготовке персонала Сбербанка Наталья Журавлева. Сейчас управленческая среда банка очень разношерстна, признает она, у руководителей очень разное образование и опыт, а следовательно, нет общего управленческого языка. Задача программы — создать критическую массу людей, которые будут развивать банк, используя самые передовые технологии. Этим летом будет первый выпуск, почти 500 человек. Второй выпуск через год — столько же. Итого уже 1000 руководителей с единым отличным образованием, что приведет к системному управлению и согласованности действий всех подразделений в реализации стратегии развития банка. Так Сбербанк создает кадровое ядро, которое будет инициировать и внедрять изменения, говорит Журавлева: «Даже если всего лишь один из пяти участников программы начнет активно применять полученные знания, остальные выпускники легко поймут его задумку, поддержат — и дело начнет двигаться».

Знания без диплома

Программа повышения квалификации, названная «Сбербанк 500 — программа для лидеров», была создана международной бизнес-школой INSEAD и Российской экономической школой (РЭШ). В нее входит набор дисциплин, обязательных в рамках обучения на диплом МВА.

«Самым неожиданным было то, что, несмотря на недавно, в 2009 г., оконченное двухгодичное обучение по программе МВА в Государственном университете управления (Москва), я узнал много нового в уже мною изученных, казалось бы, дисциплинах», — признает директор управления производственной системы Сбербанка (ПСС) и процессов Поволжского банка Сбербанка Сергей Котельников. А для Сергея Колбасы, лидера внедрения, работающего в управлении внедрения ПСС центрального аппарата, неожиданностью стало то, что курс обучения — спецпрограмма, сделанная специально для Сбербанка, а не полноценный МВА с получением диплома: «Следовательно, коллеги из других компаний не поймут всей ценности этого образования». Но он считает, что учеба с лихвой окупает потраченное время и силы. «Обучение расширяет мое стратегическое мышление. Я несколько иначе сейчас смотрю и на рабочие, и на личные цели, пересматриваю подходы по их реализации», — признается Колбаса. Так, он уже планирует следующее обучение — на диплом.

Упор на регионы

Программа рассчитана на уровень от руководителей отделений до зампредов территориальных банков Сбербанка.

Обучение идет практически без отрыва от работы. Только на выездные сессии (по шесть дней 3 раза в год) участники съезжаются в Москву. В остальные дни им приходится выкраивать время на домашние задания и дистанционные сессии на работе и дома.

«С самого первого дня меня не покидает ощущение, что я обучаюсь в настоящем университете — настолько весь процесс отличается от тех курсов повышения квалификации, которые я проходил в последнее время. Самым сложным было найти баланс между работой и учебой, так как весь учебный процесс выстроен очень системно и требует практически ежедневной работы: изучения материала, подготовки домашних заданий, работы над проектами и т. п.», — говорит директор финансового управления Северного банка Сбербанка Тарас Скворцов.

«Отличительная черта учеников Сбербанка — огромное желание учиться и не менее огромная занятость на работе. Нагрузка на менеджеров в банке велика, и невозможно найти график, удовлетворяющий всех: иногда совещания и командировки не позволяют участникам присутствовать на виртуальных сессиях, иногда они попадают на контрольные работы. Наверное, ни у кого нет возможности уделить столько времени программе, сколько нужно и сколько мы требуем», — констатирует профессор INSEAD Сергей Нетессин.

Не все участники выдерживают заданный темп. Из 500 участников к апрелю отсеялось около 10%. Некоторые сослались на то, что по семейным обстоятельствам не могут уделять достаточное время учебе. Кто-то отказался подписать ученический договор, который заключали сразу после начала обучения. Он предусматривает, что, если в течение двух лет после окончания учебы человек увольняется, он компенсирует банку стоимость программы. Сейчас «Сбербанк 500» стоит чуть более 10 000 евро на человека. Эта цифра будет снижаться: в стоимость первых лет включены инвестиции в разработку материалов и адаптацию программы. Значительная санкция для отказавшихся от программы или «двоечников» репутационная: их фамилии сообщают президенту и членам правления.

Дюжина профессоров

Со стороны INSEAD в обучении занято шесть профессоров и десятки сотрудников, если учесть администрацию, поддержку IT, людей, занимающихся переводами и копирайтами и т. д. «Когда преподаем в Москве, то заняты постоянно (40 часов преподавания в неделю плюс еще 20 — на подготовку). Я лично трачу на эту программу день-два в неделю даже во времена относительного затишья, когда нет преподавания», — подводит итоги Нетессин.

В РЭШ программой занимается тоже шесть профессоров и несколько ассистентов. «Само преподавание занимает менее 20 полных дней по каждому предмету. Но подготовка, ответы на вопросы и проверка домашних заданий — гораздо больше», — говорит ректор РЭШ Сергей Гуриев.

Профессора INSEAD преподают все предметы, кроме экономики и финансов. Этим занимается российский партнер программы, РЭШ. «Эти сферы тесно связаны с российской действительностью и законодательством, — объясняет Журавлева. — РЭШ имеет отличных, передовых преподавателей в этих областях, понимающих российский контекст. А INSEAD преподает стратегию, лидерство, HR, маркетинг и другие сферы, где ориентироваться можно скорее не на отечественную реальность, а на лучший мировой опыт».

Что нового

«Самым сложным при составлении курса было понять нужды банка и соответствующим образом подстроить программу, учитывая при этом наши возможности, — говорит Нетессин. — Я встретился с десятками топ-менеджеров банка и услышал огромное количество мнений до начала занятий. Но процесс дизайна продолжается и сейчас. По итогам первого года обучения мы поменяем много деталей и в материале, и в методах его преподавания».Так, многие участники хотели бы больше разбирать кейсы из практики Сбербанка. Они планируются, но Сбербанк не хочет, чтобы программа была только про него. «Порой пример из жизни какой-нибудь авиакомпании наводит на куда более интересные выводы, чем примеры Сбербанка», — говорит Журавлева.

Изменилась и система отбора. Для второго «Сбербанка 500» (набор закончился 15 апреля, занятия начнутся 30 июля) был введен критерий профильного образования: экономического или финансового. Для первого набора этого не было сделано, в итоге в программе от некоторых руководителей с гуманитарным образованием требовалось значительно больше усилий, чем от остальных, так как в курсе многое основано на цифрах и формулах.

В этом году попасть в программу представителям функций маркетинга, юридической, управления персоналом было значительно труднее — предпочтение отдавалось профильным подразделениям банка, а для других функций Сбербанка в банке планируется разработка отдельных специализированных программ.

Наконец, в этом году перед началом занятий участников тщательно тестируют. «Особенность Сбербанка в том, что это очень разнородная группа с точки зрения знаний. Предварительное тестирование позволит скорректировать содержание программы», — говорит Гуриев. «У кого-то диплом ведущего вуза, а кто-то не из самого сильного института. Кто-то изучал экономику совсем недавно, а у кого-то знания 20-летней давности», — объясняет Журавлева.

Не суперзвезды

«Полученные на курсе знания уже неоднократно пригодились, — Скворцов. — Я стал широко использовать статистические подходы при анализе данных. После курса финансов мы доработали используемые нами модели оценки эффективности проектов. Курс лидерства по-другому указал на слабые места во взаимодействии с сотрудниками и то, как это исправить. Ряд новых интересных подходов из курса управления человеческим капиталом мы включили в методики оценки персонала. Программа уже начала ощущаться и на карьере. Поступал я заместителем директора, а сейчас — директор управления. С учетом стремительности происходящих сейчас в Сбербанке изменений, думаю, для дальнейших изменений в моей карьере понадобится не более года». Впрочем, Журавлева предупреждает, что участие в программе не ведет автоматически к повышению по службе: «Да, в программе участвуют сотрудники с высоким потенциалом, но мы учим сотрудников не потому, что они суперзвезды и мы готовим их к продвижению. Мы учим их потому, что реальность выдвигает к их нынешним должностям новые требования и, чтобы соответствовать текущей позиции, амбициям банка, руководителям нужны новые знания».

Университет Сбербанка

В марте этого года зарегистрирована АНО «Корпоративный университет Сбербанка», на базе которой с сентября, как надеется Журавлева, и будет проходить обучение сотрудников. Здание площадью 32 000 кв. м построено рядом с рекой Истрой недалеко от Новорижского шоссе по проекту голландского архитектора Эрика ван Эгераата. Объем инвестиций Сбербанк не раскрывает.

«Кроме повышения качества организации обучения и разработки новых программ АНО позволит на других началах строить отношения с бизнес-школами: разрабатывать совместные программы и предлагать их клиентам Сбербанка и студентам, совмещать разных партнеров при создании одного продукта. Например, по банковскому делу в России нет, на наш взгляд, ни одной конкурентоспособной программы», — говорит Журавлева. Сбербанк уже ведет переговоры о создании программ со Стэнфордским университетом, Университетом Беркли, Бизнес-школой Уортона. В будущем, возможно, в корпоративном университете появятся собственный штат преподавателей и программы собственной разработки.

Со временем корпоративный университет откроет двери для корпоративных клиентов и студентов. Но пока приоритет — сотрудники Сбербанка. «Уже сейчас мы даем нашим работникам возможность потратить на учебу от 5 до 12 рабочих дней в год. Мы планируем, что ежегодно в различных типах обучающих программ, включая краткосрочные, будут принимать участие до 20 000 руководителей банка в год», — рассказывает Журавлева.

Эта публикация основана на статье «Критическая масса Сбербанка» из газеты «Ведомости» от 16.05.2012, № 88 (3102).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать