Как бороться с "неформалом"


Не так давно наш клиент — успешный менеджер одной крупной компании — рассказал о своем конфликте с подчиненным из IT-отдела. Наш гость жаловался, что айтишник подрывает его — начальника — авторитет. При разборе полетов выяснилось: начальник прежде отмахивался от инициатив нынешнего возмутителя спокойствия, не давал тому возможности реализовывать интересные проекты. Обиженный сотрудник стал мстить – лихо в курилке высмеивал личные промахи и недостатки руководителя, бойко и смешно рассказывал о существующих или вымышленных недостатках менеджера. «Неформал» оказался столь убедителен, что отношение коллектива к начальнику ухудшилось.

Думаете — редкий случай?! Ничуть! Противостояние руководителя и неформального лидера — обычное явление для любого рабочего коллектива. Другое дело: кто в этой «коммунальной войне» окажется умнее и выйдет победителем?!

«Неформалы» проявляют себя по-разному. Яркие харизматичные сотрудники вызывают интерес и уважение в коллективе, к их мнению коллеги прислушиваются, но руководители с такими не часто находят общий язык. Встречается и другой вид – скромный тихий сотрудник, ничем не выделяющийся внешне из толпы коллег, легко втирается в доверие к руководителю, как бы походя дает «дельные советы», информирует об «истинном положении вещей», в конечном счете — манипулирует начальником. Встречаются в коллективах и настоящие бунтари, для которых скандалы и интриги — родная стихия. Все эти типы сотрудников совсем не похожи друг на друга, что их объединяет — они составляют серьезную конкуренцию официальному руководителю. Чем раньше руководитель это поймет, тем лучше для него и его компании.

Что же делать с «неформалом»? На мой взгляд, если его деятельность существенно влияет на общий настрой в коллективе и показатели эффективности в работе, то сначала следует поговорить с возмутителем спокойствия с глазу на глаз, постараться наладить с ним сотрудничество, направив его энергию в созидательное русло. Однако, если такой сотрудник по-прежнему продолжает разрушать четко построенную систему изнутри, то его стоит удалить как негативный элемент, чтобы система вновь заработала как часы.

Бывает и так, что руководитель воспринимает соперничество с «неформалом» как личный вызов. Подобного рода конкуренция не дает менеджеру покоиться на лаврах, позволяет всякий раз критически оценивать свои действия и в результате исправлять ошибки, продолжая конструктивную деятельность. Какой вариант выбрать - каждый руководитель решает сам.

На мой взгляд, неформальные лидеры сегодня излишне демонизированы. Неформальный лидер – вовсе не проблема, если руководитель организации – зрелый, состоявшийся человек. Настоящие проблемы начинают только тогда, когда на предприятии беда с «формальным» лидером.