Новая офисная мода – шумоизолирующие наушники

Любой сотрудник мечтает минут пять в течение рабочего дня побыть наедине со своими мыслями или хотя бы сосредоточиться на работе. Но как это сделать в офисе с открытой планировкой? Американцы нашли выход: они всем офисом надели на головы шумоизолирующие наушники. Что повысило производительность труда, но привело к другим неожиданным проблемам
М.Новиков

Директор по интерьеру архитектурной и инженерной фирмы PageSoutherlandPage в Хьюстоне Марисса Ю работает в очень суматошном месте. В офисе с открытой планировкой находится 120 человек. Тем не менее, когда ей нужно задать вопрос, обновить информацию на компьютере или поговорить с кем-нибудь из коллег, она будто разговаривает со стенкой. «Ты зовешь людей по имени один, два, три, четыре раза, и они не отвечают», – рассказывает Ю. «Набираешь добавочные номера, а они не берут трубку. И тогда в отчаянии швыряешь в стену резиновое кольцо для скрепления бумаг – лишь бы привлечь их внимание», – говорит она.

Главные виновники происходящего – вкладные наушники, в которых играет музыка, или шумоизолирующие наушники. Примерно три четверти коллег Ю надевают их. И такое теперь в порядке вещей во многих американских офисах. Есть мнение, что наушники хорошо блокируют отвлекающие звуки. Только некоторые работодатели выступают против их использования на работе, большинство же относится к ним терпимо, считая, что они помогают сотруднику оградить личное пространство от других сотрудников в офисе с открытой планировкой.

Слушать тишину

При этом многочисленные исследования показали, что прослушивание музыки не способствует концентрации внимания, говорит Роберт Дезимон, директор Института изучения мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте.

В одном из нескольких исследований, проведенных на Тайване, была наглядно показана связь между прослушиванием песен и плохими результатами теста на концентрацию внимания у 102 студентов колледжа. Исследование был опубликовано в этом году на интернет-странице журнала Work.

Третье исследование на эту тему было проведено в университете Fu Jen Catholic на Тайване. В нем приняло участие 89 студентов возрасте от 19 до 28 лет. Исследователи обнаружили, что самые низкие оценки за тест на концентрацию внимания получали студенты, которые очень любили или, напротив, терпеть не могли слушать музыку во время выполнения задания. Те же, кто не испытывал сильных чувств в отношении музыки или выполнял задание в полной тишине, получали оценки лучше. И это естественно, считают исследователи. Люди всегда прислушиваются к музыке, которая им нравится или не нравится, и это так или иначе понижает их способность концентрироваться, утверждают ученые.

Прослушивание музыки и песен в офисе во время чтения или написания документов может серьезно отвлекать сотрудников, перегружая именно те участки мозга, которые отвечают за обработку вербальной информации, говорят ученые-неврологи.

Префронтальная кора (центр мозга, отвечающий за контроль внимания) вынуждена работать более усиленно, чтобы не воспринимать и не обрабатывать вербальную информацию, например слова понравившейся песни, говорит Дезимон. Он подчеркивает: чем больше требуется от мозга когнитивной деятельности, чтобы отсеять ненужную информацию, тем меньше когнитивных ресурсов остается собственно для выполнения порученной работы. И чем дольше вы пытаетесь сконцентрироваться на фоне отвлекающих вас звуков и слов, тем хуже результат вашей работы. «Концентрация внимания требует больших умственных усилий, и мозг сильнее устает», – объясняет ученый.

Люди по-разному реагируют на музыку, говорят исследователи. Есть личности, которым знакомый отрывок музыки без слов помогает не обращать внимания на посторонние шумы. Еще больше могут помочь сконцентрироваться шумоизолирующие наушники – они блокируют до трех четвертей офисных шумов, считает Стивен Орфилд, президент Orfield Laboratories, компании по архитектурному дизайну, исследованию и тестированию в Миннеаполисе. Но когда их снимаешь, «то в течение нескольких минут все звуки кажутся очень громкими, надо, чтобы уши привыкли», говорит он, «даже разговаривать начинаешь громче».

Нарушители этикета

«Пользователь наушников может наслаждаться регулируемым и комфортным уровнем громкости звука», – говорит Дэвид Рейнолдс, консультант по административному менеджменту в Джексоне (штат Миссисипи). Некоторые люди благодаря этому меньше устают, добавляет он.

Но бывают случаи, когда наушники вызывают раздражение коллег. В 2010 г. кадровая компания Robert Half Technology, которая специализируется на подборе IT-специалистов, опросила 1400 директоров по информационным технологиям и выяснила: многие считают, что люди в наушниках нарушают общепринятый офисный этикет.

Мики Вашингтон, 33-летний менеджер проектов в PageSoutherlandPage, говорит: под звуки музыки она легче работает. Но это должна быть инструментальная обработка или бразильский джаз – португальский язык женщина не понимает. «Песни на английском меня сильно отвлекают. Я даже начинаю подпевать», – признается она. Вашингтон включает громкую, ритмичную музыку по утрам, когда ей надо проснуться, и более спокойные, классические мелодии, когда нужно сконцентрироваться на работе.

Сотрудники PageSouther­landPage могут делать на работе все, что увеличивает производительность труда, говорит Керт Нюбек, заместитель директора компании. Офис с открытой планировкой создает атмосферу сотрудничества, но «каждому сотруднику нужно время для сосредоточенной работы; надеть наушники – самый легкий способ сконцентрироваться на задании», говорит он.

Сумасшедший дом

Патрик Ремси, 24-летний инженер-программист из Name.com, денверской компании по веб-хостингу и регистрации доменов, тоже слушает инструментальную музыку, когда пишет коды. Повторяющиеся ритмы помогают ему и в процессе программирования, где важны логика и последовательность. Но мелодия может помешать молодому человеку, когда он пишет электронные письма или работает с документами.

Слушая музыку, Ремси концентрируется на работе. Недавно его босс Билл Машкин тронул молодого человека за плечо, когда тот слушал песни своей любимой джазовой группы ThieveryCorporation. Ремси подпрыгнул от неожиданности. Машкин, основатель и гендиректор Name.com, всего лишь хотел поздороваться и попросить у Ремси один из бананов, который лежал у него на столе. Он говорит, что позволяет 30 своим сотрудникам работать в такой обстановке, которая им больше нравится. «Но тут возникает серьезная проблема: как, с одной стороны, предоставить людям полную свободу действий, а с другой – не превратить офис в сборище сумасшедших?» – переживает он.

Тенденция строить офисы с открытой планировкой, стеклянными стенами, низкими перегородками или вообще без них привела к тому, что сотрудники чаще отвлекаются на работе. Поэтому наушники и стали так популярны.

По прогнозам американской Ассоциации потребительской электроники (СEA), в 2012 г. наушников будет продано на 41% больше, чем в 2008 г. Причем огромное их количество потребители приобретут для работы в офисе.

На своей прошлой работе Алан Хенри, журналист из Вашингтона, который пишет для блога полезных советов Lifehacker.com, сидел между дверью, ведущей в конференц-зал, и центральным входом в офис. Мимо его рабочего места постоянно ходили люди. И он спасался от шума только с помощью наушников, в которых просиживал 70% рабочего времени. Однажды двое коллег пожаловались, что зовут его по имени и не могут дозваться. И тогда Хенри установил правило: если, увидев приближающегося коллегу, он снимает наушник только с одного уха, значит, ему некогда разговаривать. Но когда «я полностью снимаю наушники с головы, я готов поговорить и даже предлагаю коллеге стул», объясняет он логику своего поведения.