Роль России в мировом распределении труда в 2030 г. будет незначительной

На мировом рынке труда в ближайшие 15 лет может возникнуть значительный дисбаланс, предсказывает McKinsey, это приведет к более сильному расслоению в обществах. Требуется революция – в образовании
М.Стулов/ Ведомости

К 2030 г. в мире возникнет огромный дефицит высококвалифицированных специалистов – и гигантский избыток людей, не сумевших получить востребованную квалификацию, говорится в отчете McKinsey Global Institute (MGI). Исследователи MGI обобщили данные о рынке труда в 70 странах: 96% мирового ВВП и 87% мировой занятости.

Темпы роста трудовых ресурсов замедлятся с 1,4% годовых в 1990–2010 гг. до примерно 1% в 2010–2030 гг., считают исследователи, и к 2030 г. мировой рынок труда вырастет с 2,9 млрд до 3,5 млрд человек. Рост будет неоднороден: в низком сегменте (неквалифицированный труд) предложение будет значительно обгонять спрос, а в верхнем возникнет серьезный дефицит.

Дисбаланс будет измеряться десятками миллионов человек: к 2020 г. в мировой экономике не будет хватать 38–41 млн выпускников колледжей и вузов и 45 млн специалистов средней квалификации (среднее образование плюс профессиональная подготовка). Зато неквалифицированных рабочих мест может оказаться на 95 млн меньше, чем их соискателей.

Крупнейшим источником неквалифицированной рабочей силы вместо Индии и Китая станут развивающиеся страны Азии и Африки – Пакистан, Бангладеш, Нигерия и Кения, а Индия и Китай к 2030 г. станут главными поставщиками высококвалифицированной рабочей силы (см. график на стр. 03): до 57% общемирового прироста.

Россия заметной роли на мировом рынке играть не будет, в первую очередь в силу неблагоприятных демографических тенденций, считают исследователи. К 2030 г. предложение на российском рынке труда сократится на 10%, чуть быстрее, чем в стареющих развитых странах вроде Германии, Италии и Японии. А в относительно молодых развитых странах, таких как США, Великобритания, Канада, Франция и Австралия, продолжится рост – примерно на те же 10% к 2030 г., говорится в отчете MGI.

К 2030 г. российские вузы, если система образования не изменится, подготовят 6–7 млн выпускников, что, по прогнозам консультантов, составит около 2% от общемирового выпуска; увеличить этот показатель вряд ли удастся, пишут они: по доле молодых людей, получающих высшее образование, Россия и так на одном из первых мест в мире.

Предложение высококвалифицированного труда стабильно растет: в 2010 г. в мировой экономике работало на 245 млн выпускников колледжей больше, чем в 1980 г., – но все равно не поспевает за спросом, пишут консультанты.

В развитых странах число выпускников колледжей и вузов с 1980 по 2010 г. удвоилось, и тем не менее уровень безработицы среди выпускников колледжей вдвое ниже, чем среди тех, кто ограничился средним образованием.

Дисбаланс отражается и на доходах: в 1980 г. выпускники американских колледжей получали в среднем в 1,7 раза больше тех, кто не сумел закончить школу, а в 2010 г. – в 2,8 раза.

Не все специальности дают одинаковую прибавку к доходу: по оценкам консультантов, выпускник одной из специальностей STEM (science, technology, engineering and math) за время жизни в среднем зарабатывает на $500 000 больше, чем выпускник, получивший любую другую специальность. В настоящее время лишь 14% американcких выпускников колледжа получают специальности STEM. Разница в доходах может угрожать политической и социальной стабильности.

Чтобы избежать дисбаланса на рынке труда, большинству стран потребуется революция в образовании, утверждает Чарльз Роксбург, директор MGI и один из авторов отчета: пропускная способность старших классов средней школы должна быть значительно увеличена, а сами образовательные учреждения должны научиться гибко реагировать на потребности рынка труда.

Выпускники престижных китайских и особенно индийских вузов лучше россиян подготовлены к конкуренции на глобальном рынке труда, считает партнер международной хедхантинговой компании Heidrick & Struggles Ярослав Глазунов: на Ближнем Востоке, в США и Европе быстро растет число индийских топ-менеджеров.

У России есть проблемы в высшем образовании, но ситуация не безнадежна, уверен Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы, главное – захотеть, чтобы российские вузы стали конкурентоспособными, остальное не так сложно: изменить структуру управления, обновить программы, интегрировать в мировую систему образования. Китайцы все это уже проходили. Перед Дмитрием Ливановым, новым министром образования, такая задача уже поставлена и справиться с ней ему вполне по силам, заключает Гуриев.