Готовятся ли российские компании к очередному кризису?

Алексей Кудрин, выступая на Петербургском экономическом форуме, заявил, что полноценный и небывалый кризис уже начался. Готов ли российский бизнес к новым испытаниям? Одни компании уже разработали на черный день антикризисный план. Другие убеждены, что спасутся только те, кто просто научился эффективно работать

В кризис нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, – такой рецепт у кэрроловской Алисы позаимствовал Владимир Коровин, руководитель Агентства передовых информационных технологий. «Мы оптимисты, но уже чувствуем спад продаж. Многие коллеги признаются, что у них падение достигает 40% и сопоставимо с уровнем конца 2008 г., тогда IТ-отрасль просела сразу на 40–50%», – констатирует Коровин.

Еще три года назад, в разгар первой волны, агентство Коровина начало разработку интернет-робота для электронной коммерции, который способен заменить собой администраторов типового интернет-магазина. Именно внедрение электронной коммерции, менее затратной, чем офлайн-бизнес, может помочь остаться на плаву тысячам торговых компаний. Робота-администратора Коровин с коллегами разработали для себя. Его внедрение позволило компании существенно сократить затраты на персонал. «Сейчас нашим магазином с ассортиментом более 18 000 активных и около 100 000 пассивных позиций управляют всего два человека. А обычно на такой объем работ требуется 20 человек», – рассказывает Коровин. Сейчас агентство дорабатывает робота, чтобы начать продавать его сначала партнерам, а потом и вывести на рынок. «К кризису надо готовиться заранее, – убежден Коровин. – И робот-администратор – это наш план Б».

Всегда готов

Некоторые компании убеждены, что рост выручки не остановит никакой кризис. И амбициозные планы даже не корректируют. Например, в SAP в странах СНГ планируют, невзирая ни на что, достигнуть к 2015 г. миллиардной выручки. «Наш опыт во время первой кризисной волны показывает, что улучшить экономические показатели в не самое лучшее для экономики время более чем реально, – полагает Игорь Богачев, генеральный директор «SAP СНГ». – Современные управленцы в России уже столкнулись с тем, что универсальный подход к IТ снижает риски и помогает компаниям оставаться конкурентоспособными в условиях нестабильной экономики».

Переосмыслить подход к управлению бизнесом Олега Лобанова, генерального директора «Корпусгрупп» (сервисная компания, обеспечивает комплексное решение в сфере управления непрофильными активами крупных промышленных предприятий, включая организацию корпоративного питания, эксплуатацию объектов недвижимости, профессиональную уборку территорий и помещений, химчистку спецодежды), вынудил кризис 2009 г. Именно тогда компания начала интенсивно работать, запустив систему стратегического менеджмента и процессный подход. «В компании есть прописанная стратегия, и каждая дирекция функционально знает свои стратегические показатели на конкретный год. Такое планирование ведется у нас на пять лет вперед, – объясняет Лобанов. – У каждого директора есть четко прописанные показатели эффективности: например, повышение производительности рабочего персонала. К любой цели, как известно, ведут процессы. Поэтому для каждой дирекции разработан структурированный каталог процессов, который контролируется конкретными измеряемыми показателями. Таких показателей у каждого руководителя от пяти до семи. Они замеряются не реже раза в месяц. Любые антикризисные мероприятия – это действия конкретных людей, поэтому для меня важно, чтобы команда управленцев эффективно выполняла работу», – говорит Лобанов.

Готовить сани к холодной зиме уже начали в ГК «Промышленные силовые машины» (ПСМ). Менеджмент разработал антикризисную стратегию, которая будет транслироваться на все департаменты компании уже с июля. Планируют расширить спектр производимого оборудования, выйти на новые рынки сбыта, оптимизировать складские запасы и ужесточить контроль дебиторской задолженности. Активно развивают партнерскую сеть, которая станет своеобразным тылом в кризисное время.

Урок впрок

«Наша подготовка к возможному кризису началась еще во время дна кризиса 2009–2010 гг.», – признается Ростислав Футало, генеральный директор «Шреи лизинга». Опыт показал, что во время кризиса компании затягивают пояса и сокращают капитальные вложения, в том числе посредством финансового лизинга – более востребованной становится аренда основных средств. Велосипед в компании изобретать не стали. Расширили продуктовую линейку и кроме классического лизинга предлагают теперь аренду с выкупом и продажу спецтехники в рассрочку. Улучшили качество лизингового портфеля и установили четкие критерии приемлемости сделки. Не готовится компания и к сокращениям, наоборот, набирает сотрудников.

Сводить повышение эффективности к сокращению персонала Лобанов считает слишком упрощенным подходом. Хотя его компания за последний год сократила число сотрудников управляющей компании на 5%, но исключительно за счет повышения эффективности процессов. «К примеру, марочный отчет бухгалтер в московском офисе готовит за 4 минуты, у бухгалтера в регионе на это уходит 25 минут. Повышая эффективность, мы математически обнаруживаем лишние трудочасы в компании и можем их сократить, высвобождая ресурсы», – говорит он

«Специально к кризису мы не готовимся, но у нас есть алгоритм поведения на случай кризиса, – комментирует Ольга Жердева, директор по персоналу ГК «Оптима». – Это напрямую связано с нашим основным видом деятельности: мы разрабатываем софт, а IT-технологии всегда предусматривают защиту от кризисных ситуаций». Так, например, случись что, в «Оптиме» точно знают, как перераспределить обязанности между сотрудниками, задействуя программы адаптации и обучения.

Выживших игроков рынка недвижимости, кажется, уже ничем напугать невозможно. Они готовы к любому развитию ситуации. Предыдущие кризисы Kalinka Realty прошла, не потеряв ни одного проекта. Структура бизнеса компании, по словам председателя совета директоров Екатерины Румянцевой, на сегодняшний день более чем устойчива, поскольку диверсифицирована несколькими направлениями. «В бизнес-плане на 2012 г. учтен и вариант негативного сценария на финансовом рынке, – говорит Румянцева. – Он включает в себя учет как валютного риска, так и риска снижения покупательского спроса. Оптимистичный план опирается на практику прохождения компанией предыдущих кризисов, которые для нас оказались по факту периодом новых возможностей».

Оптимисты с оглядкой

«Приглашая на работу новых сотрудников на позиции, появившиеся в связи с очень высокой текущей загруженностью наших действующих сотрудников по ряду проектов, мы оформляем новичков на работу на условиях срочного трудового договора (на срок длительности конкретного проекта). Таким образом, в случае если худшие прогнозы вдруг сбудутся и кризис все-таки настанет, у нас не будет лишней волокиты с увольнением и сокращением штата, мы расстанемся с данными специалистами просто в связи с истечением срока действия трудового договора», – раскрывает секрет Мария Иванова, начальник отдела по работе с персоналом компании CTI.